Решения совета
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ
РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕШЕНИЕ № 1
31 мая 2012 г.
Полоцк

О развитии практико-ориентированной магистратуры
(с углубленной подготовкой специалистов):
задачи, проблемы и пути их решения

Заслушав и обсудив доклад ректора Белорусского государственного университета, академика НАН Беларуси С.В. Абламейко, Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования отмечает следующее.

Основными вызовами, с которыми сталкивается высшее образование на современном этапе, являются, с одной стороны, его массовость, а с другой – становление и расширение видов деятельности, которые предъявляют повышенные требования к компетенциям выпускников и молодых специалистов. Объективная потребность инновационного пути развития Республики Беларусь ставит на повестку дня вопрос о необходимости подготовки производственной элиты, ориентированной на создание новых форм деятельности, поиск приоритетных направлений научно-технической и иной деятельности инновационного характера. Именно эти задачи призвана решать магистратура с углубленной подготовкой специалистов, которая не заменяет научно-исследовательскую и научно-педагогическую магистратуру, а представляет собой не только более высокий, но и качественно иной уровень обучения относительно высшего образования I ступени. Практико-ориентированная магистратура может способствовать решению ряда важных проблем социально-экономического развития страны.

Сегодня, накануне перехода к массовой подготовке магистров по новым образовательным программам, целесообразно еще раз проверить готовность к этому ответственному шагу, выявить «узкие места» и предложить адекватное решение возможных проблемных ситуаций.

Деятельность, осуществленная Министерством образования Республики Беларусь, Республиканским институтом высшей школы в 2011?2012 гг., позволяет утверждать, что нормативно-методическая база для полномасштабного развития практико-ориентированной магистратуры в стране создана. Для этого, внесены соответствующие изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» в части редакции наименования элементов подсистемы специальностей II ступени высшего образования. Кроме этого, в ОКРБ 011-2009 внесены специальности магистратуры с углубленной подготовкой специалистов, как новые, ориентированные на инновационную деятельность специалиста, так и соответствующие специальностям подготовки на І ступени высшего образования.

Анализ специальностей магистратуры с углубленной подготовкой специалистов в разрезе закрепления их за ведущими учреждениями образования показывает, что наибольшее количество специальностей практико-ориентированной магистратуры открыто в рамках учебно-методических объединений, функционирующих на базе следующих учреждений высшего образования: БГЭУ (УМО по экономическому образованию), АУ (УМО по образованию в области управления) и БГУ (УМО по естественнонаучному образованию, УМО по гуманитарному образованию). Семь технических специальностей практико-ориентированной магистратуры закреплены за БГУИР.

Определение основных подходов к проектированию образовательных программ и разработке учебно-программной документации магистратуры с углубленной подготовкой специалиста завершено в макете образовательного стандарта и макете типового учебного плана высшего образования II ступени (магистратуры), которые утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30 декабря 2011 № 850. Ведущие учреждения высшего образования республики разрабатывают образовательные стандарты и типовые учебные планы по специальностям магистратуры, в том числе по специальностям практико-ориентированной магистратуры. На экспертизу в РИВШ представлены типовые учебные планы по 34 из 57 специальностей практико-ориентированной магистратуры (около 60 %).
В два раза (с 7 до 14 % выпускников I ступени высшего образования) увеличено количество бюджетных мест для обучения в магистратуре.

Вместе с тем при постановке задач развития магистратуры в Республике Беларусь речь должна идти не об экстенсивном, а об интенсивном пути развития магистерской подготовки, т. е. повышении ее качества без существенного увеличения материальных и иных затрат.
В магистратуре учреждений высшего образования Республики Беларусь сложились свои подходы к формированию контингента, организации образовательного процесса, организационно-методическому сопровождению, проведению практик, использованию опыта зарубежных стран, распределению выпускников, что требует их обобщения и распространения.

Наряду с этим готовность к организации качественной подготовки магистров с 1 сентября 2012 г. не является стопроцентной, что обусловлено следующими нерешенными, на наш взгляд, вопросами:
– не нашла решения проблема предоставления выпускникам магистратуры права занимать должности на 1?2 разряда выше в сравнении с выпускниками I ступени высшего образования;
– имеются сложности в прогнозировании потребностей и соответственно распределении выпускников магистратуры;
– реализация практико-ориентированных магистерских образовательных программ требует изменения не только содержания, но и организации образовательного процесса;
– достаточно острыми и злободневными остаются вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре;
– четко не определены приоритетные научно-технологические направления, что не позволяет соотнести подготовку высокопрофессиональных специалистов с перспективными потребностями экономики и социальной сферы страны и в целом создать целостную образовательную систему подготовки нового поколения исследователей;
– целесообразно для отдельных специальностей ввести «интегрированную магистратуру».
Перечисленные проблемы и вопросы еще раз подтверждают, что магистратура прошла начальный, нулевой цикл становления и перешла в следующую фазу развития, в которой будет постепенно и в рамках указанных направлений совершенствовать свою деятельность.

С учетом изложенного Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования РЕШИЛ:

1. Отметить, что РИВШ разработано нормативно-методическое обеспечение образовательных программ II ступени высшего образования (магистратуры) с углубленной подготовкой специалистов.
2. Считать целесообразным сохранить вариативность целевой направленности магистратуры, позволяющей:
а) углубить специализацию и знания, полученные по образовательным программам I ступени высшего образования и в процессе профессиональной деятельности, б) расширить специализацию, изучая смежные дисциплины, в) изменить специализацию.

3. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
3.1. Внести совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь предложения о внесении изменений и дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006–2009 «Профессии рабочих и должности служащих», согласно которым выпускникам магистратуры с углубленной подготовкой специалистов предоставляется право занимать должности на 1?2 разряда выше в сравнении с выпускниками I ступени высшего образования.
3.2. Утвердить критерии для учреждений высшего образования, претендующих на открытие подготовки по специальностям высшего образования II ступени (магистратуры) с углубленной подготовкой специалистов с целью организации качественной подготовки магистров с привлечением высококлассных специалистов, ведущих ученых и исследователей Республики Беларусь.
3.3. Внести предложения в Совет Министров Республики Беларусь об организационных мерах преференциального содействия распределению выпускников практико-ориентированной магистратуры и повышению заинтересованности субъектов хозяйствования в подготовке магистров на контрактной основе.
3.4. В условиях перехода на четырехлетний срок обучения при формировании плана набора на II ступень высшего образования, реализующей образовательные программы практико-ориентированной магистратуры, предусмотреть увеличение приема из расчета до 40 % выпуска на I ступени высшего образования по отдельным специальностям практико-ориентированной магистратуры.
3.5. Внести предложения в Министерство финансов Республики Беларусь о возможности использования финансовых средств, освободившихся за счет сокращения сроков обучения по специальностям высшего образования I ступени, в том числе для изменения соотношения «студент?преподаватель» на II ступени высшего образования, установив эту норму на уровне не более 8 (6) студентов на одного преподавателя.

4. Рекомендовать учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования:
4.1. Обеспечить разработку учебно-методического и другого ресурсного обеспечения образовательной программы II ступени высшего образования (магистратуры) с углубленной подготовкой специалистов по соответствующим специальностям.
4.2. Инициировать совместно с организациями реального сектора экономики открытие новых специальностей практико-ориентированной магистратуры на основе маркетинговых исследований и изучения потребности отраслей народного хозяйства в выпускниках магистратуры с углубленным уровнем подготовки по специальности.

5. Рекомендовать Республиканскому институту высшей школы:
5.1. Подготовить предложения по организации образовательных консорциумов и их правовой регламентации в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
5.2. Подготовить проект Положения о самостоятельной работе студентов (магистрантов).
5.3. Изучить и внести предложения по введению интегрированной магистратуры по отдельным специальностям (профилям) образования, соотнесенной с мировой практикой.
5.4. Провести в 2013 г. республиканскую научно-методическую конференцию, посвященную вопросам развития магистратуры.
5.5. Внести предложения об уменьшении объема научно-исследовательской части магистерской диссертации до 50 % при реализации образовательной программы практико-ориентированной магистратуры.  
5.6. Обеспечить разработку в полном объеме необходимой учебно-программной документации по открытым и открываемым специальностям II ступени высшего образования (магистратуры) с углубленной подготовкой специалистов.

Председатель
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования, ректор БГЭУ                        В.Н. Шимов

Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования, ректор РИВШ                      М.И. Демчук

 
Назад