Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА

РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

РЕШЕНИЕ

 

29 октября 2010 г. № 3

г. Минск

 

 

Обеспечение средней и высшей школы учебниками,
учебными пособиями, дидактическими комплексами
нового поколения по социогуманитарным и
естественнонаучным дисциплинам

 

Заслушав и обсудив доклад ректора государственного учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка» Кухарчика П.Д., Президиум  Республиканского совета ректоров высших учебных заведений отмечает следующее.

Деятельность по обеспечению высшей и средней школы учебной литературой многоплановая и курируется разными учреждениями и ведомствами нашей республики.
В Центре учебной книги РИВШ принимают на рассмотрение авторский текст, отслеживают соответствие его государственному образовательному стандарту, учебной программе и учебному плану, с помощью специалистов проводят экспертизу и, если Научно-методический Совет принимает решение о выдаче грифа Министерства образования, подбирают издателя для будущей книги.

Издательства и издательские центры вузов выполняют редакторскую и полиграфическую часть работы, торговая сеть рекламирует и распространяет учебные книги, доводит их до потребителя; библиотеки вузов находят нужные учебники среди изданной литературы, заказывают их и обеспечивают студента книгой.

Многие издатели отмечают, что нужные учебники в некоторых вузах закупают в количестве 2-5 экземпляров, затем сканируют и размещают их на своих сайтах. При этом игнорируются и авторские, и издательские права, а судебные иски по таким поводам у нас не приняты. Возникает проблема: можно ли считать удовлетворительным обеспеченность вуза данной книгой?

Основные издательства, выпускающие учебную литературу для вузов в нашей республике: «Вышэйшая школа», «ИВЦ Минфина», «Издательство Гревцова», «ТетраСистемс», «Издательский центр БГЭУ», «Новое знание», «Издательский центр БГУ» и др. Обобщая их информацию об изданиях, можно сделать следующие выводы:  высшие учебные заведения республики по большинству специальностей обеспечены учебной литературой в достаточном количестве.

Больше всего литературы (суммарные тиражи) выпускается по экономическим, юридическим, социогуманитарным, сельскохозяйственным, филологическим профилям. Меньше - по специальностям естественнонаучного и технического направлений, а также по дисциплинам специализаций. Существуют книжные лидеры по востребованности и переизданиям среди учебников. Блок дисциплин социально-гуманитарного цикла обеспечен учебной литературой в большем объеме.

В меньшей степени литературой обеспечены новые специальности и дисциплины. Поэтому обеспечению их учебниками уделяется первостепенное внимание. И хотя бюджетных средств на финансирование учебных вузовских изданий выделяется очень мало (за прошедший учебный год профинансировано издание 15 книг, объем финансирования - 121 млн руб.), они выделяются для поддержки самых нужных книг. Вместе с тем, бюджетная дотация стимулирует только издательство, сокращая продажную цену одного экземпляра, но никак не стимулирует авторов для написания новых книг.

В обеспечении высшей школы учебной литературой ведущее место принадлежит фондам  библиотек. Это одна из главных составляющих информационного и библиотечного обеспечения образовательного, научного и воспитательного процессов.

Формирование библиотечного фонда осуществляется путем приобретения документов в соответствии с профессионально-образовательными программами, учебными планами, программами курсов и тематикой научных исследований.

В течение нескольких последних лет в высших учебных заведениях нашей республики наблюдается тенденция увеличения  численности студентов. Открываются  новые специальности, направления и специализации.  Постоянный рост цен на учебную и научную литературу тормозит и сокращает объемы закупок. В 2009 году на комплектование библиотек библиотечными фондами было выделено 7 583,7 млн руб., (9 450,7 млн руб., - 2008 г.). В т.ч. на подписку - 3 510,8 млн руб., (3 668,8 млн руб. – 2008 г.). Однако этого явно недостаточно, чтобы обеспечить вузы учебными изданиями в соответствии с нормами книгообеспеченности.
На 01.01.2010 г. совокупный библиотечный фонд 49 библиотек вузов страны составил  24 640 656 экз.

В том числе: фонд научных изданий – 6 832 057 экз., учебных изданий -  13 188 960 экз.

Приобретение, обработка и хранение информации - это приоритеты вузовской библиотеки вчерашнего дня. Используя возможности современных веб-технологий вузовские библиотеки развивают свое виртуальное представительство в информационно-образовательной среде через создание и поддержку библиотечных веб-сайтов посредством которых обеспечивают доступ к мировым образовательным ресурсам и оцифрованным материалам из своих фондов.

В Республике Беларусь создана национальная система учебного книгоиздания, позволяющая в полной мере обеспечить учебной литературой общеобразовательные учреждения страны.

За 2008 - 2010 гг. издано 184 учебника и учебных пособия (в том числе 114 - по предметам социогуманитарного и естественнонаучного циклов). Их отличительной чертой является то, что абсолютное большинство учебников являются новыми или переработанными под новые учебные программы.

Важное место в обеспечении общеобразовательной школы с 11-летним сроком обучения учебной литературой занимает разработка и создание целостных учебно-методических комплексов по всем предметам учебного плана, в том числе по естественнонаучным и социогуманитарным дисциплинам. В состав авторских коллективов по подготовке УМК нового поколения входят представители большинства университетов страны. Наиболее активно над созданием учебных изданий работают ученые БГУ, БГПУ, МГЛУ, МогГУ, ВГУ, БрГУ, ГрГУ, НИО и др.

В 2009-2010 гг. по всем предметам учебного плана с 1 по 11 классы было разработано 146 наименований УМК для факультативных занятий (83 – по предметам социогуманитарного и естественнонаучного циклов), которые включают в себя: учебную программу, дидактические материалы (пособие) для учащихся, методические рекомендации (пособие) для учителей. Большинство из них уже внедряются в образовательный процесс. В подготовке УМК факультативных занятий принимали участие ученые БГУ, БГПУ, МогГУ, БрГУ, МГЛУ, НИО.

С целью повышения качества учебной литературы в нашей республике создана и действует многоступенчатая система научно-методической экспертизы: рецензирование рукописей учеными и практиками, рассмотрение авторских оригиналов на Научно-методическом Совете при Министерстве образования (секция, Президиум, Бюро), рассмотрение на секции Бюро Госкомиссии (для учебных изданий по истории, обществоведению, белорусской и русской литературам). В работе Научно-методического Совета при Министерстве образования разных уровней, Государственной комиссии активное участие принимают ведущие ученые БГУ, БГПУ, МГЛУ и институтов НАН Беларуси.

В системе научной экспертизы действующих учебников для общеобразовательной школы значительная роль принадлежит НАН Беларуси. Сотрудничество с учеными Академии наук позволяет совершенствовать учебные издания и повышать их качество. В 2009 г. в НАН Беларуси проведена научная экспертиза 34 учебников, в настоящее время на экспертизу направлено 28 учебных изданий.

Одним из направлений работы, которое способствует повышению качества учебной литературы, является опытная проверка новых учебных пособий. В последние годы она проводилась по 37 учебным изданиям, относящимся к социогуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Кроме учителей, специалистов АПО и институтов развития образования, к опытной проверке в качестве независимых экспертов привлекались ученые Академии управления при Президенте Республики Беларусь, БГУ, БГПУ, ГрГУ, БГУФК, БарГУ.

С целью повышения качества учебной литературы и привлечения к написанию учебников творчески работающих ученых и педагогов-практиков, начиная с 2008 г., проводятся открытые конкурсы на создание учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений. Все вузы проинформированы о конкурсе. Начиная с 2008 г., в конкурсах на создание учебников приняли участие ученые НАН Беларуси, БГУ, БрГУ, БГПУ, МогГУ, МГЛУ, ГрГУ, БГЭУ, РИВШ, НИО, АПО.

С учетом вышеизложенного Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:

 

1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
1.1. Обеспечивать своевременный выпуск учебных изданий по социогуманитарным и естественнонаучным дисциплинам для общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения (срок: ежегодно, к началу учебного года).
1.2. Обеспечивать общеобразовательные учреждения учебно-методическими комплексами для проведения факультативных занятий по социогуманитарным и естественнонаучным дисциплинам (срок: к началу учебного года).
1.3. Завершить к 2011/2012 учебному году издание учебных пособий по истории для общеобразовательных учреждений, соответствующих линейной структуре построения содержания исторического образования.
1.4. Разработать систему поощрений для авторов лучших учебников (срок: до 31.12.2010 г.).
1.5. Разработать систему финансирования работы УМО, в части связанной с рассмотрением и рецензированием оригиналов авторских учебных изданий с целью последующего присвоения им соответствующего грифа (срок: в течение 2010/2011 учебного года).
1.6. Решить вопрос с распространением электронных учебников, подготовленных по программе, финансируемой бюджетом республики (срок: в течение 2010/2011 учебного года).

 

2. Ректорам высших учебных заведений:
2.1. Осуществлять научную экспертизу в УМО вузов страны, а также опытную проверку в учреждениях образования учебных пособий, предоставляемых для грифования (срок: ежегодно, в соответствии с графиком издания учебников).
2.2. Привлекать к участию в подготовке учебников для общеобразовательных учреждений, их рецензировании победителей и лауреатов республиканских конкурсов профессионального мастерства  педагогических работников, известных учителей-практиков (срок: постоянно).

 

3. Республиканскому институту высшей школы:
3.1. Проработать вопрос о проведении ежегодного конкурса по подготовке учебной литературы. Разработать соответствующее Положение о таком конкурсе (срок: до 01.02.2011 г.).
3.2. Организовать проведение Республиканской научно-практической конференции на тему «Учебник нового поколения в системе инновационного образования Республики Беларусь» (срок: до 01.03.2011 г.).
3.3. Организовать и провести семинар по вопросу присвоения грифа учебным изданиям (срок: до 01.03.2011 г.).

 

 

 

Председатель Республиканского совета ректоров

высших учебных заведений, ректор БГЭУ

В.Н. Шимов

 

 

 

Ученый секретарь

Республиканского совета ректоров

высших учебных заведений, ректор РИВШ

М.И. Демчук