ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
РЕШЕНИЕ
29 мая 2009 г . № 1
г. Минск
Проблемы распределения выпускников первой и второй ступени высшего образования и возможные пути их решения
Заслушав и обсудив вопрос «Проблемы распределения выпускников первой и второй ступени высшего образования и возможные пути их решения», Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений отмечает следующее.
Возникающие при распределении выпускников вузов проблемы обусловлены следующими факторами:
1. Отсутствием полноценной системы планирования потребности республики в специалистах.
В настоящее время данная проблема решается вузами самостоятельно. Потребность в подготовке специалистов по различным специальностям определяется непосредственно самими высшими учебными заведениями. Организации и учреждения подают заявки на подготовку специалистов, не всегда соответствующие их реальным потребностям. Обязательства по подготовке, распределению и приему на работу выпускников, возникающие между вузами и субъектами хозяйствования, не оформлены должным образом. Решить данную проблему на современном этапе можно различными путями, основными из которых являются следующие:
- создание в Республике Беларусь единого банка вакансий для молодых специалистов, содержащего информацию о специальностях и должностях работников, необходимых различным организациям в конкретный промежуток времени, а также о социальных гарантиях, предоставляемых ими выпускникам. Это позволит вузам планово и системно строить работу с организациями – заказчиками выпускников;
- создание учебно-производственных объединений на базе университетов, организаций и учреждений Республики Беларусь для совместной реализации их кадрового потенциала;
- создание отраслевых университетских комплексов, в состав которых войдут профильные ССУЗЫ и колледжи;
- введение контрактной системы «Государство – вуз – студент», гарантирующей, что студент после распределения отработает определенное количество лет за то, что государство оплачивало его обучение;
- расширение практики целевой подготовки специалистов для обеспечения организаций областных и районных населенных пунктов.
2. Несовершенством нормативных правовых актов, регулирующих вопросы распределения и трудоустройства выпускников.
Несовершенство нормативной базы позволяет студентам вырабатывать механизмы ухода от распределения, основными из которых являются:
- отчисление с бюджетной формы обучения и восстановление на платную форму обучения;
- перевод на заочну ю форму обучения, которая не предусматривает обязательного распределения, на старших курсах (возможно даже после 9-го семестра);
- поступление на учебу в магистратуру на платную форму обучения, следствием чего являются отсутствие распределения и получение справки о самостоятельном трудоустройстве;
- наличие возможности досрочного перераспределения молодого специалиста после получения первого рабочего места.
Но даже законодательно ликвидировав все механизмы ухода выпускников от распределения, без устранения причин, заставляющих молодых специалистов искать их и пользоваться ими, проблему закрепления не решить.
Основными причинами ухода выпускников от распределения являются:
- отсутствие на рабочих местах в некоторых организациях и учреждениях современной техники и, как следствие, – невостребованность знаний, полученных выпускниками в вузе (неполная реализация их потенциала);
- низкий уровень предлагаемой заработной платы, особенно в организациях и учреждениях государственной формы собственности и находящихся за пределами столицы и областных центров;
- нежелание выпускников уезжать из столицы и областных центров.
3. Необходимостью увеличения роли нанимателей в отборе и распределении выпускников.
Успешному распределению выпускников и увеличению роли нанимателей в данном процессе способствуют:
- заключение перспективных договоров на подготовку специалистов;
- участие организаций в подготовке специалистов и отборе кандидатов из числа студентов, начиная с младших курсов. Результатом такой работы станет закрепление выпускников в организации и трудоустройство молодых специалистов, подготовленных с её участием, срок адаптации которых после распределения сокращён до минимума. Для проведения указанной работы необходимо создание филиалов кафедр в организациях (учреждениях) Республики Беларусь и совместных учебно-научных лабораторий.
Для поддержания процесса создания филиалов кафедр требуются совершенствование нормативно-правовой базы в части определения статуса филиала кафедры (действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь не предусматривает такое образование) и выделение дополнительных финансовых средств для обеспечения работы таких филиалов.
Необходимо также совершенствование существующей системы распределения выпускников в части уравнивания прав субъектов хозяйствования частной формы собственности и государственных организаций на распределение в них специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств.
С учетом вышеизложенного Республиканский совет ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:
1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
1.1. сформировать совместно с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь систему планирования потребности республики в специалистах путем:
- создания в Республике Беларусь единого банка вакансий для молодых специалистов, содержащего информацию о специальностях и должностях работников, необходимых организациям различных форм собственности в конкретный промежуток времени, а также о социальных гарантиях, предоставляемых выпускникам работодателями;
- создания учебно-производственных объединений на базе университетов, организаций и учреждений Республики Беларусь для совместной реализации кадрового потенциала субъектов хозяйствования национальной экономики;
- создания отраслевых университетских комплексов, в состав которых войдут профильные ССУЗЫ и колледжи;
- создания системы предварительного распределения студентов после третьего курса;
1.2. внести поправки в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы распределения и трудоустройства выпускников, для устранения возможных путей их ухода от распределения;
1.3. изучить возможность получения от субъектов хозяйствования частной формы собственности информации о подготовке необходимых специалистов с целью формирования потребности республики в них;
1.4. внести изменения в соответствующие нормативные акты, предусмотрев возмещение студентами государству стоимости обучения при переводе с бюджетной на платную форму обучения в сумме затраченных средств на момент перевода;
1.5. провести совместное совещание с Республиканским советом ректоров, Белорусским Союзом предпринимателей и нанимателей им. Кунявского по п роблемам распределения выпускников первой и второй ступени высшего образования и возможным путям их решения.
2. Рекомендовать министерствам и ведомствам, другим республиканским органам государственного управления, в интересах которых осуществляется подготовка специалистов:
2.1. увеличить роль их организаций и учреждений в отборе и распределении выпускников путем:
- заключения перспективных договоров на подготовку специалистов;
- создания филиалов кафедр или совместных учебно-научных лабораторий;
2.2. шире использовать практику целевой подготовки специалистов для обеспечения ими организаций областных и районных населенных пунктов.
Председатель Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений, ректор БГЭУ
В.Н. Шимов
Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений, ректор РИВШ
М.И. Демчук