Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

28 ноября 2007 г . № 2

г. Минск

 

 

О направлениях совершенствования
подготовки специалистов на основе
усиления инновационной составляющей

 

Заслушав доклад ректора Белорусского национального технического университета Хрусталева Б.М. Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений отмечает, что вузами республики проведена определенная работа по реализации Указа Президента от 26.03.2007 № 136, которым утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Особое внимание уделено вопросам развития инновационного образования в Республике Беларусь.

В рамках этого процесса пересмотрены и созданы стандарты второго поколения, построенные на компетентностном подходе. Стандарты предусматривают расширение самостоятельной контролируемой работы студентов путем увеличения доли лабораторных, практических занятий, выполнение курсовых и проектных работ и снижение доли лекционных занятий. Это позволяет перенести акцент обучения на более углубленное практическое овладение методологией решения теоретических и прикладных задач. Увеличение объема лабораторных работ формирует навыки самостоятельного анализа поставленных задач и выбора средств их решения.

В результате участия в разработке этих документов ведущих специалистов отраслей реального сектора экономики существенно пересмотрены требования к специалистам и создана адекватная требованиям учебно-методическая база (планы, программы, методики).

Все образовательные стандарты, типовые и базовые учебные программы проходят обязательное рецензирование в органах государственного управления и на ведущих предприятиях соответствующих отраслей экономики.

Совершенствуются требования к методическому и информационному обеспечению учебного процесса. Одним из основных элементов информатизации учебного процесса является создание электронных учебников и пособий. В отдельных вузах создана необходимая нормативная база и критерии, стимулирующие подготовку учебного материала в электронной форме.

Отрабатывается система Интернет-консультаций для студентов дистанционной формы обучения, которая может быть распространена для обучения студентов заочной и очной форм обучения.

Укрепление материальной базы позволяет обеспечить доступ и использование электронных ресурсов научных библиотек. В учебный процесс внедряются информационные технологии и отдельные пакеты программ, используемые на производстве.

Вузы республики приступили к созданию систем менеджмента качества оказания образовательных услуг на базе стандартов СТБ ИСО-9000.

Проводится работа по внедрению новых форм организации учебного процесса, направленных на интеграцию образования, науки и производства. Создаются филиалы кафедр на ведущих предприятиях республики. Ведется работа по развитию научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС), которая направлена на интеграцию теоретических и прикладных знаний творчески активных студентов, содействует подготовке инновационно-ориентированных специалистов.

 

Вместе с тем, для эффективной организации инновационного образования необходимо:

  • совершенствовать нормативно-правовую базу для создания инновационных структур двойного и многостороннего подчинения;
  •   усилить работу по подготовке педагогических кадров высшей научной квалификации, их адаптации в современных условиях промышленного производства;
  • продолжить работу по кадровому перевооружению профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из системы НАН Беларуси и производства;
  • совершенствовать методическую базу учебного процесса, увеличив долю самостоятельной контролируемой работы студентов;
  • развивать систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, существенно расширив использование стажировок на предприятиях и в организациях реального сектора экономики.

Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:

1. Комиссии Президиума Совета ректоров по учебно-методической и экспертно-аналитической работе и нормативно-правовому обеспечению деятельности высшей школы (председатель – профессор Демчук М.И.) обобщить предложения высших учебных заведений по проекту «Национальная программа развития инновационного образования Республики Беларусь на 2008-2010 годы и на перспективу до 2015 года» и подготовить материал для обсуждения на совместном заседании Президиума Совета ректоров и Коллегии министерства образования Республики Беларусь

2. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:

2.1. Выйти с ходатайством в соответствующие органы республиканского управления о создании нормативно-правовых актов, дающих право вузам республики учреждать юридические лица (субъекты инновационной инфраструктуры или инновационные организации) и предусматривающих возможность формирования научно-инновационных подразделений двойного и тройного подчинения. Это позволит высшим учебным заведениям совместно с потенциальными потребителями специалистов, структурами НАН Беларуси осуществлять активную интеграцию образования, науки и производства путем создания филиалов кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий, центров и т.д.

2.2. С целью расширения роли научно-исследовательской и контролируемой самостоятельной учебной работы студентов в подготовке специалистов с высшим образованием при разработке нового поколения образовательных стандартов и учебных планов предусмотреть выделение времени на самостоятельную учебную и научную работу студентов, для чего запретить в расписаниях учебных занятий устанавливать продолжительность аудиторных занятий вместе с факультативами и дополнительными видами обучения в объеме более чем 6 академических часов в день.

2.3. В установленном порядке ходатайствовать о внесении дополнения в действующие Положения «О порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», следующего содержания: «п. 2.11 товаров (работ, услуг) для выполнения учреждениями образования НИОКР, поставок научно-технической продукции, оказания научно-технических и образовательных услуг по договорам с заказчиками и зарубежными контрактами».

2.4. При проведении аттестации и аккредитации высших учебных заведений рассматривать наличие в библиотеке вуза электронных учебно-методических комплексов как полную обеспеченность студентов учебной литературой по соответствующим дисциплинам.

2.5. Рассмотреть вопрос о присвоении грифов Министерства образования и Учебно-методических объединений Министерства образования электронным учебным изданиям.

2.6. Разработать типовое Положение о контролируемой самостоятельной работе студентов и в связи с этим внести соответствующие изменения в Примерные нормы времени для расчета объемов учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом вузов.

2.7. Разработать типовое Положение о модульно-рейтинговой системе организации учебного процесса и в связи с этим внести соответствующие изменения в Положение о курсовых экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях.

2.8. Пересмотреть критерии оценки вузов, используемых при их аттестации, в том числе и на статус ведущих в Национальной системе образования, дополнив их критериями, характеризующими инновационность учебного процесса.

3. Ректорам высших учебных заведений:

3.1. Организовать повышение квалификации преподавателей в области инновационного образования при наличии в своей структуре институтов, факультетов, центров или курсов повышения квалификации.

3.2. Обеспечить последовательную работу по укреплению и переоснащению материально-технической базы совместно с потенциальными заказчиками (промышленными предприятиями, академическими институтами и т.д.).

4. Республиканскому институту высшей школы рассмотреть вопрос и внести предложения о преобразовании специализации 1-26-02-02-03 «Инновационный менеджмент» в одноименную специальность и закреплении ее за одним из Учебно-методических объединений Министерства образования Республики Беларусь.