Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

РЕШЕНИЕ № 1
3 декабря 2013 г.
г. Минск

О результатах работы учебно-методических объединений в части подготовки
образовательных стандартов третьего поколения, имеющихся проблемах,
связанных с их реализацией, и способах решения

 

Вузам и соответствующим учебно-методическим объединениям было поручено Министерством образования Республики Беларусь завершить разработку образовательных стандартов и типовых учебных планов до
29 апреля 2013 г. При этом государственному учреждению образования «Республиканский институт высшей школы» совместно с Координационным научно-методическим советом УМО в сфере высшего образования следовало завершить экспертизу и нормоконтроль образовательных стандартов и типовых учебных планов в срок до 20 мая 2013 г.  

Подготовка образовательных стандартоввузами-разработчиками велась разными темпами и с различным уровнем исполнительской дисциплины. По отдельным вузам не выдерживались сроки исполнения поручений Министерства образования, касающиеся подготовки образовательных стандартов и типовых учебных планов нового поколения. Некоторые вузы предоставляли на экспертизу проекты нормативных и правовых документов, регламентирующих построение образовательного процесса, низкого качества, наблюдался низкий профессиональный уровень отдельных разработчиков и координаторов нормативно-правовой базы вузовского образования. Исключение составляют вузы «силовых» структур, БГЭУ, БГУ,БГТУ, БГАТУ, МГЛУ, ВГАВМ.

Имела место крайне слабая проработка разработчиками стандартов перечня академических, социально-личностных и в особенности профессиональных компетенций. Помимо этого, профессиональные компетенции совершенно не соотносились с циклом социально-гуманитарных и даже естественнонаучных дисциплин.

Наполнение содержания учебных программ учебных дисциплин  зачастую не соотносилось с тем,  что должен знать, уметь и чем должен владеть студент (курсант, слушатель) в результате изучения соответствующей учебной дисциплины: предлагалось овладеть материалом, входившим в содержание курса.

В образовательных стандартах и типовых учебных планах специальностей отдельных вузов все интегрированные и специализированные модули цикла социально-гуманитарных дисциплинбыли представлены для изучения студентами исключительно на первом курсе, в отдельных случаях – на втором, что является неправильным с точки зрения реализуемых в системе высшего образования подходов к формированию социально-личностных и профессиональных компетенций на протяжении всего срока подготовки специалиста.

Не все вузы реализовали при разработке образовательных стандартов требование об увеличении доли практической подготовки специалистов, обеспечили рациональное распределение видов учебной работы студентов для учебных планах подготовки специалистов в дифференцированные сроки обучения.

Ограниченное время, отпущенное для разработки образовательных стандартов, наложило отпечаток на качество подготовки документов, в частности, сказалось на слабой проработке основы для унифицированных программ по одним и тем же дисциплинам разных специальностей с учетом последующего объединения близких специальностей в потоки для прослушивания лекционных курсов.

Раздел Макета образовательного стандарта, касающийся форм диагностики компетенций, используемых при контроле качества образования, является нецелесообразным в предложенном виде, так как для педагогики высшей школы формы диагностики должны быть не статичными, а постоянно развивающимися. В каждом конкретном случае при определении уровня сформированности компетенций необходим учет различных факторов, отражающих множество отношений между результатами образования и качеством (эффективностью) выполнения будущими специалистами задач в различных условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, диагностический инструментарий содержится в информационно-методической части типовой и учебной программ по каждой учебнойдисциплине. 

РЕШИЛИ:
1. Считать работу учебно-методических объединений в части подготовки образовательных стандартов третьего поколения в целом завершенной.
2. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
2.1. совместно с государственным учреждением образования «Республиканский институт высшей школы» до конца 2013/2014 учебного года провести мониторинг реализации образовательных стандартов нового поколения в вузах страны;
2.2. дополнить Макет образовательного стандарта формулировкой, соответствующей Правилам приема в учреждения высшего образования  в части определения дисциплин, являющихся вступительными для соответствующей специальности.
3. Республиканскому институту высшей школы: подготовить и провести в срок до 20 декабря 2013 годаинструктивный семинар/курсы повышения квалификации по теории и методике преподавания интегрированных дисциплин (социально-гуманитарный цикл, безопасность жизнедеятельности)в соответствии с новыми требованиями.
4. Учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования:
4.1.Завершить работу по разработке образовательных стандартовтретьего поколения к 31.12.2013.
4.2. обеспечить оперативную и качественную разработку типовых учебных программ по всем дисциплинам учебных планов нового поколения и предоставление их вузам, реализующим соответствующие образовательные программы;
4.3. при разработке и утверждении учебных планов по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) в качестве формы текущей аттестации студентов по всем интегрированным модулям социально-гуманитарного циклапреимущественно устанавливать экзамен;
4.4. в учебных планах по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) со сроком обучения 4 года преимущественно установить период изучения цикла социально-гуманитарных дисциплин–1–2 курсы, сосроком обучения 4,5 – 5 лет – 1 – 3 курсы.
4.5. Обеспечить выполнение п. 27 Положения об учебно-методическом объединении в сфере высшего образования.
4.6. Создать (актуализировать) сайты учебно-методических объединений (либо отдельную вкладку на сайте УВО, на базе которого создано УМО) с включением рубрик: «Научно-методические материалы, рекомендованные УМО к внедрению», «Планы мероприятий» и «Принимаемые решения» по Совету УМО, Президиуму Совета УМО, НМС и секциям по специальностям.
4.7. Пересмотреть подходы к разработке образовательных стандартов и структуре образовательного стандарта. Обсуждение и проведение экспертизы образовательных стандартов целесообразно осуществлять с приглашением независимых экспертов.

 

 

Председатель
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений,
ректор БГЭУ                                                                         В.Н. Шимов

Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений,
ректор РИВШ                                                                      М.И. Демчук