Нормативные документы/ Нормативная государственная документация
Рекомендации
Президиума Республиканского совета ректоров высших учебных заведений
по итогам заседания на тему
«Современные подходы к методологии и методике преподавания
идеологии белорусского государства в высшей школе»

Всесторонне обсудив современные подходы к методологии и методике преподавания идеологии белорусского государства в высшей школе, Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений считает целесообразным рекомендовать:

1. В области учебно-методической работы

1.1. Добиваться повышения идейно-теоретического уровня преподавания «Основ идеологии белорусского государства» как основы формирования мировоззрения студенческой молодежи. Направить усилия профессорско-преподавательского состава вузов на углубленное изучение студентами Конституции Республики Беларусь, выступлений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по вопросам идеологии белорусского государства как методологических первоисточников преподавания курса «Основы идеологии белорусского государства». Чтение курса «Основы идеологии белорусского государства» поручать, как правило, преподавателям, имеющим ученую степень и базовое социально-гуманитарное образование.

1.2. Кафедрам социально-гуманитарных наук усилить междисциплинарные связи, улучшить преподавание «Основ идеологии белорусского государства» как целостного учения в органическом единстве его составных частей. Разработать предложения по совершенствованию учебных программ, курсов социально-гуманитарных наук, в т.ч. по «Основам идеологии белорусского государства», «Религиоведению», «Этике», «Эстетике» и направить их редакционным комиссиям Министерства образования Республики Беларусь для разработки образовательных стандартов по циклу социально-гуманитарных дисциплин,

1.3. Направить работу педагогических коллективов на глубокое изучение теоретических положений «Основ идеологии белорусского государства», подготовить новые лекционные фонды, планы семинарских занятий, разработать спецкурсы по актуальным проблемам современного общественного развития. Шире практиковать научно-теоретические конференции, дискуссии, творческие обсуждения назревших и злободневных вопросов идеологии белорусского государства.

1.4. Осуществить конкретные меры по дальнейшей интенсификации и индивидуализации учебного процесса, усилению состязательности студентов в учебном труде на основе широкого внедрения активных форм и методов обучения: проблемного обучения, комплексного использования ТСО, программированного обучения и контроля знания, деловых игр и др.

1.5. Активизировать работу по созданию единой системы методического обеспечения всех видов учебных занятий, подготовке конкретных методических документов с учетом профиля вуза и кафедры, научно-педагогической квалификации ее преподавателей; обратить внимание на разработку методов критики оппонентов идеологии белорусского государства.

1.6. Повышать роль лекционных занятий в совершенствовании учебного процесса, добиваться насыщения лекций новейшими научными знаниями, усиления их проблемного характера, дискуссионной постановки вопросов.

1.7. Совершенствовать методику проведения семинарских занятий, шире привлекать студентов к изучению новейшей литературы, статистического и фактического материала. Выработать у будущих специалистов навыки публичных выступлений, умения участвовать в творческих обсуждениях и дискуссиях, аргументировано критиковать идейные позиции противников современного белорусского государства. Вырабатывать новые подходы к самостоятельной работе с целью воспитания у студентов органической потребности и интереса к изучению идеологии и политики белорусского государства, формировать современное экономическое мышление и политическую культуру.

1.8. Повысить роль кафедр социально-гуманитарных наук в обеспеченности идеологической направленности учебного процесса. Осуществлять меры по объединению научного потенциала социально-гуманитарных, общенаучных и специальных кафедр в подготовке совместных пособий по вопросам усиления воспитательного воздействия преподавания социально-гуманитарных, общенаучных и специальных дисциплин.

2. В области научно-исследовательской работы

2.1. Сконцентрировать усилия преподавателей социально-гуманитарных дисциплин на глубоком и всеобъемлющем анализе социально-экономических, политико-правовых и социокультурных аспектов развития белорусского общества и его регионов.

Повысить качественный уровень научно-исследовательских работ на кафедрах социально-гуманитарных наук, их вклад в обеспечение настоятельной потребности широких философских обобщений, обоснованных экономических, социальных прогнозах, глубоких и масштабных исторических научных разработках. Чутко реагировать на происходящие в жизни перемены, держать в поле зрения новые явления и процессы, делать выводы и рекомендации, способные верно ориентировать практику. Направлять научные рекомендации соответствующим государственным и хозяйственным органам.

2.2. Пересмотреть и усовершенствовать тематику научных исследований. При определении тематики научных конференций, семинаров и совещаний особое внимание обратить на разработку актуальных проблем, выдвинутых в программе спецкурса «Основы идеологии белорусского государства».

2.3. Практиковать совместные исследования преподавателей социально-гуманитарных дисциплин с учеными НАН Беларуси.

2.4. Шире проводить социологические исследования, связанные с перспективными задачами идеологической работы. Привлекать к проведению этих исследований студентов старших курсов.

3. В области идейно-воспитательной работы

3.1. Осуществить практические меры по совершенствованию системы идейно-политического воспитания студенческой молодежи в свете актуальных проблем современности, обращая особое внимание на 60-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Добиваться устранения формализма, шаблона, кампанейщины в воспитательной работе. Содержание, формы и методы работы по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию студентов теснее увязывать с задачами коллективов вузов и социально-экономического развития страны.

Активизировать участие ведущих ученых в идейно-политической работе со студентами, шире привлекать руководящих работников государственных органов.

3.2. Повышать ответственность студентов за качество учебы и труда, профессиональной подготовки, идейно-политическую зрелость, культуру поведения, расширять возможности дополнительного образования студентов по социально-гуманитарным дисциплинам. Развивать студенческое самоуправление, прививать навыки идейно-воспитательной, организаторской и управленческой деятельности, воспитывать готовность трудиться там, где нужно белорусскому обществу. Преподавателям социально-гуманитарных дисциплин совместно с другими кафедрами оказать помощь студенческим коллективам в совершенствовании системы самоуправления во всех сферах вузовской жизни.

3.3. Добиваться глубокого уяснения студенческой молодежью обязанностей перед обществом, формировать у нее сознательное отношение к гражданскому и патриотическому долгу, уважение к законам Республики Беларусь, традициям и ценностям белорусского народа, своего учебного заведения.

3.4. Совершенствовать оборонно-массовую работу и военно-патриотическое воспитание студентов, всемерно повышать качество подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах Республики Беларусь. Шире практиковать заключение договоров о содружестве вузов с личным составом воинских частей и военных учебных заведений, повышать эффективность взаимодействия с военными факультетами учреждения образования.

3.5. Повышать эффективность политического информирования студентов. С этой целью оперативно привлекать представителей органов государственной власти для ознакомления преподавателей с новейшими материалами по актуальным вопросам внутренней и внешней политики белорусского государства, шире использовать современные аудиовизуальные средства информации и пропаганды. Привлекать преподавателей к участию в информационно-аналитических программах областного и республиканского телевидения для пропаганды идеологии белорусского государства.

3.6. Особое внимание обратить на совершенствование форм и методов индивидуально-воспитательной работы в учебное и внеучебное время, в студенческих общежитиях, строительных отрядах, во время производственной практики.

3.7. Всемерно расширять и укреплять творческие связи социально-гуманитарных наук с организациями 00 «БРСМ» вузов, другими общественными объединениями в работе по изучению интересов и запросов студенческой молодежи, формированию у нее высокой культуры поведения, созданию надлежащих условий быта и отдыха.