Решения совета

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ

РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕШЕНИЕ № 1

09 октября 2014 г.

г. Барановичи

О направлениях развития высшего образования в Республике Беларусь
(повышение качества подготовки и конкурентоспособности)

Заслушав и обсудив доклады:
государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» «Развитие двухступенчатой системы высшего образования, соответствующей требованиям рынка труда и интеграционным процессам образовательных пространств Беларуси, России и Европы»;
Белорусского государственного университета «Совершенствование образовательных программ и организации образовательного процесса в магистратуре. Качество подготовки и повышение востребованности выпускников магистратуры на рынке труда»;
Белорусского национального технического университета «Развитие непрерывной подготовки специалистов по образовательным программам высшего образования, интегрированным с образовательными программами среднего специального образования»;
учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Повышение эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов путем создания учебно-научно-производственных комплексов»;
государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» «Формирование новой классификации специальностей и квалификаций высшего образования в соответствии с видами экономической деятельности и Международной стандартной классификацией образования»;
государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» «Формирование образовательных стандартов по специальностям высшего образования на принципах мобильности, прозрачности и соответствия национальной рамке квалификаций»;
учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» «Обеспечение модульного принципа построения образовательных программ по специальностям высшего образования, гармонизированных с образовательными программами России и Европы, развитие системы «включенного» высшего образования»,

Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования отмечает следующее.
Становление и эволюционное развитие национальной системы высшего образования в Республике Беларусь осуществляются на основании ряда государственных программ и регламентируются целостной системой нормативных правовых актов. Основополагающая роль в преобразовании высшего образования принадлежит республиканским органам государственного управления в сфере образования, которые задают не только краткосрочные и долгосрочные цели в развитии национальной высшей школы, но и детально операционализируют и регламентируют достижение указанных целей.

Сформированная система национальной высшей школы направлена не только на удовлетворение запросов граждан и общества на доступ к получению качественного и глубокого профессионального образования, но также ориентирована на достижение лидирующих позиций в научной и производственной сферах, закрепление международного авторитета нашего государства.
Современная двухступенчатая система высшего образования Республики Беларусь представлена 384 специальностями I ступени высшего образования и 319 специальностями II ступени высшего образования (магистратуры), обучение по которым можно пройти в 45 государственных и 9 частных учреждениях высшего образования.

Широкая представленность учреждений высшего образования и обширный спектр специальностей дают возможность почти каждому, имеющему общее среднее образование, принять участие в конкурсе на получение высшего образования за счет средств республиканского бюджета. Студенческий контингент учреждений высшего образования включает 375 тыс. человек (2014 г.), в том числе более 16 тыс. иностранных граждан.
На I ступени высшего образования осуществляется подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. Срок обучения, как правило, составляет 4-4,5-5 лет (47 %-18 %-32 % специальностей соответственно). Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования (магистратура) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.
На данный момент в номенклатуре специальностей I ступени высшего образования имеются 79 специальностей с направлениями специальностей (320) и 149 – со специализациями (717).
Специальности магистратуры дифференцированы по образовательной программе, нацеленной на формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы («академическая магистратура»), – 193 специальности, а также по образовательной программе, обеспечивающей углубленную подготовку специалистов к инновационной деятельности («практико-ориентированная магистратура»), – 126 специальностей.

Срок обучения на II ступени высшего образования составляет, как правило, 1 год. Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной по завершению квалификации I ступени.

Следует отметить, что подготовка в магистратуре не является в Республике Беларусь массовой. Прием в УВО на II ступень высшего образования в 2014 г. составил 4653 чел. (в 2013 г. – 5199 чел., в 2012 г. – 4467 чел.). За счет средств республиканского бюджета принято 2311 чел. (в 2013 г. – 2088 чел., в 2012 г. – 1971 чел.). При этом в 68 % случаев учебная группа состоит из не менее чем 5 магистрантов: в 2013-2014 уч. году в 81 случае группа состояла из одного магистранта и в 81 – из двух.
Все специальности I ступени и II ступени высшего образования полностью обеспечены образовательными стандартами и необходимой учебно-программной документацией (обучение на I ступени высшего образования осуществляется по образовательным стандартам III поколения (2014 г.), а на II ступени высшего образования – по образовательным стандартам 2012 г.).

Стержневой основой образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь, на основании которых осуществляется в настоящее время образовательный процесс на I и II ступенях высшего образования, является принятый в мире компетентностный подход, позволяющий более адресно сформулировать требования к выпускникам, их профессиональным и личностным компетенциям (компетентностно-квалификационная характеристика профессиональной деятельности специалиста «привязана» к сферам, объектам, видам и задачам профессиональной деятельности, а также к составу компетенций).

Современные белорусские образовательные стандарты высшего образования были разработаны на основании анализа моделей бакалаврской и магистерской подготовки Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан, а также с широким привлечением национальных работодателей и академического сообщества.
Кроме того, действующие образовательные стандарты высшего образования:
? обеспечивают формирование для обучающихся индивидуальных образовательных траекторий – предусмотрен 50 % порог учебных дисциплин по выбору студента от количества учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования;
? предусматривают дифференцированные сроки подготовки в зависимости от специальности;
? предусматривают формирование инновационно- и практико-ориентированных компетенций (через сокращение объема аудиторной нагрузки и увеличение до 30 – 50 % самостоятельной работы студентов);
? расширяют права и сферу ответственности учреждений образования за постоянное обновление и соотнесение содержания образования, зафиксированного в учебно-программной документации образовательных программ, с современными достижениями науки и технологий;
? вводят оценку трудоемкости образовательной деятельности самого обучающегося посредством системы зачетных единиц, разработанной на основе Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS);
? вводят модульный принцип организации социально-гуманитарного цикла.

Модульный принцип, широко реализованный в учреждениях высшего образования при изучении социально-гуманитарных дисциплин в 2012-2013 уч. году, позволил на практике перейти к интеграции содержания образования и междисциплинарности, а также организовать вариативность в освоении содержания образовательных программ в привязке к будущей профессиональной деятельности выпускника. Модульный принцип организации обучения лежит в основе ряда модульно-рейтинговых систем обучения, реализуемых учреждениями высшего образования, а также позволяет более вариативно подходить к корректировке содержания образования в соответствии с установленными образовательным стандартом компетенциями.

Дальнейшее развитие и совершенствование модульного принципа организации обучения предполагают развитие внутристрановой и межгосударственной академической мобильности и более широкое распространение «включенного» обучения как обязательного элемента освоения обучающимся образовательной программы высшего образования в нескольких учреждениях высшего образования.

Практико-ориентированность подготовки специалистов с высшим образованием реализуется путем интеграции потенциалов образования, науки и эффективной производственной практики для перевода всей системы на качественно новый уровень функционирования и достижения конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг и, в первую очередь, в рамках учебно-научно-производственных объединений (комплексов, центров) и/или филиалов кафедр на производстве.
Учебно-научно-производственные комплексы могут в полной мере соответствовать своему статусу, если кроме образовательной деятельности они обеспечивают также научное сопровождение деятельности предприятия. Такая деятельность должна выполняться силами сотрудников университета и должна быть направлена на решение актуальных производственных задач предприятия (разработка новых технологий, образцов новой техники, выполнение НИОКР). При этом тематика таких задач должна быть сформулирована представителями предприятия, выступающего в роли заказчика НИР, предоставлены средства и ресурсы для их решения.

Главными проблемами, тормозящими успешную реализацию задач по созданию научных отраслевых лабораторий в рамках УНПК, являются:
- отсутствие в Республике Беларусь и странах СНГ нормативной базы, касающейся отраслевых лабораторий, в частности, финансирования их деятельности, вопросов материально-технического обеспечения;
- отсутствие в Кодексе об образовании и других нормативных документах положений, касающихся создания и деятельности учебно-научно-производственных комплексов;
- затягивание решения вопросов, связанных с созданием научных отраслевых лабораторий и финансированием их деятельности, со стороны ряда министерств и концернов, отсутствие в них работников, отвечающих за развитие отраслевой науки и создание соответствующих структур.
В этой связи необходима разработка нормативной базы, регламентирующей деятельность научных отраслевых лабораторий, вопросы финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности.

Целесообразно создание единой системы управления УНПК, которая была бы организована во взаимодействии с местными органами власти и руководством отраслей, создавая тем самым возможности отрабатывать и реализовывать научно-техническую политику в отрасли или регионе. Создание УНПК необходимо проводить не только на базе отечественных предприятий, но и с крупнейшими мировыми компаниями. В совместных комплексах, оснащенных современной техникой и программным обеспечением, могут проводиться как плановые учебные занятия, так и специализированные тренинги фирм, участвовавших в их открытии. Функционирование таких комплексов будет способствовать повышению уровня практической подготовки специалистов в различных отраслях, а также в сфере IT-технологий.
Специальности высшего образования составляют ядро интегрированной национальной системы специальностей и квалификаций, представленной Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 (далее – ОКСК), включающим следующие классификационные единицы: профили образования (15), направления образования (65), группы специальностей (236), специальности (1382) основного профессионального образования (уровней и ступеней) и переподготовки.

Действующая система специальностей и квалификаций высшего образования, представленная в ОКСК, сформирована на основании видов профессиональной деятельности и ориентирована на планирование подготовки кадров с высшим образованием по видам профессиональной деятельности.

Система специальностей и квалификаций, представленная в ОКСК, является основой для разработки содержания образовательных программ высшего образования, лицензирования и аккредитации в сфере образования, организации статистической деятельности в сфере образования, функционирования автоматизированной системы заказа на подготовку кадров с высшим образованием и т.д.

Внесение изменений в систему специальностей и квалификаций, представленную в ОКСК, осуществляется ежегодно и ориентировано на реализацию мероприятий ряда государственных программ и развитие видов экономической деятельности (согласно ОКРБ 005-2011).
Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования, отмечая определенные успехи в развитии и становлении национальной высшей школы, считает необходимым сконцентрировать внимание на отдельных элементах дальнейшей оптимизации национальной системы высшего образования в целях повышения качества и конкурентоспособности белорусской высшей школы:
1. Национальная система высшего образования должна стать мобильной системой, предполагающей постоянное саморазвитие и прогресс, самостоятельно учитывающей потребности как отдельной личности или общества в высококлассном образовании, так и задачи перспективного развития отраслей экономики и социальной сферы государства, а также чутко реагирующей на вызовы и тенденции, складывающиеся на мировом образовательном пространстве. В этих целях следует пересмотреть концепцию детальной нормативной правовой регламентации всех отношений в образовательной сфере, перераспределить полномочия и ответственность в сфере образования в пользу самих учреждений образования, организовать постоянно действующие каналы обратной связи с субъектами образовательных отношений, а также более широко привлечь к функционированию высшей школы самих потребителей образовательных услуг: обучающихся, преподавателей, работодателей, общественные организации. При этом роль республиканских органов государственного управления в сфере образования как органов, определяющих перспективные долгосрочные цели развития высшего образования, должна, безусловно, сохраниться.
2. Система учреждений высшего образования должна быть оптимизирована посредством реорганизации (укрупнения) самих учреждений образования и их количество должно быть приведено к оптимальной норме. Крупные, конкурентоспособные на мировом рынке, инновационные университетские центры, где образование тесно связано с научной деятельностью и производством, где собран сильный и высококлассный профессорско-преподавательский состав, где материально-финансовая база позволяет осуществлять исследования в новых прорывных направлениях, в современных условиях и в перспективе способны успешно реализовать линию модернизации и устойчивого развития национальной высшей школы и превратиться в университеты мирового класса.
Оптимизация учебных планов, ликвидация дублирующих и непрофильных специальностей дают возможность улучшить кадровый потенциал объединенного УВО, повысить качество образования, а студентам получить доступ к более широкому спектру образовательных услуг, к более сильному преподавательскому потенциалу и лучшей материально-технической базе.
В этих целях следует инициировать пересмотр видов учреждений высшего образования и критериев отнесения к ним учреждений образования, основываясь на общемировой практике и потребностях национальной системы высшего образования в прогрессивных и конкурентоспособных университетах мирового класса.
3. Требуется дальнейшая более глубокая и сложная интеграция структур образования и экономики. С учетом мировой практики (наблюдается тенденция к более глубокой международной интеграции в динамике изменения структуры высшего образования, что касается номенклатуры специальностей и квалификаций, их профессионального назначения) каждый элемент структуры высшего образования должен быть нацелен на решение конкретных социально-экономических задач. В этих целях национальная система специальностей и квалификаций, представленная в ОКСК, с учетом произошедших изменений в международных статистических классификациях в сфере образования (введение Областей образования и профессиональной подготовки 2013 г. в рамках МСКО), в экономике (переход в 2016 г. на ОКРБ 005-2011), а также в сфере занятости (ожидаемая модернизация системы должностей служащих и профессий рабочих и подготовка к внедрению классификатора «Занятия» ОКРБ 014-2007) нуждается в существенном перепроектировании с учетом следующего:
? определение профилей образования в соответствии с Областями образования и профессиональной подготовки 2013 г. в рамках МСКО 2011;
? ориентация всех специальностей (по наименованиям, целям и содержанию образования) на сферу профессиональной деятельности во взаимосвязи с видами экономической деятельности (согласно ОКЭД);
– изложение наименований классификационных единиц в ОКСК в терминах видов экономической деятельности и/или занятий;
? укрупнение классификационных единиц в ОКСК, устранение дублирования наименований и исключение невостребованных специальностей;
– разработка системы квалификаций по уровням и ступеням образования во взаимосвязи с Национальной рамкой квалификаций и обновляемым классификатором «Занятия».
4. Формирование многоступенчатой структуры высшего образования направлено на обеспечение преемственности по вертикали и альтернативности по горизонтали, динамичности, гибкости подготовки специалистов, ее фундаментальности и универсальности одновременно. Данная многоступенчатая структура высшего образования Республики Беларусь требует дальнейшего совершенствования с целью обеспечения реальной преемственности между ступенями, установления оптимальных взаимосвязей между ними с взаимной координацией и адаптацией образовательных программ в единое образовательное пространство, завершенности профессионального образования на каждой ступени с более четким определением статуса «бакалавр» и «магистр».
Бакалавриат на первой ступени высшего образования должен готовить специалистов по широким или укрупненным специальностям или направлениям образования. Магистратура – осуществлять обучение высококлассных специалистов с углубленной профессиональной и практико-ориентированной составляющей. В этих целях предлагается внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие высшее образование в части:
? введения наименования первой ступени высшего образования «бакалавриат» как наиболее распространенного в национальных системах высшего образования и узнаваемого в разных странах мира, а также сохранения за данной ступенью высшего образования квалификации, что является гарантом трудоустройства;
? сохранения единой образовательной программы II ступени высшего образования (магистратуры);
? введения для ограниченного перечня специальностей непрерывной образовательной программы высшего образования, интегрирующей две ступени высшего образования (срок обучения 5,5-6 лет);
? более детальной регламентации интегрированной образовательной программы высшего и среднего специального образования.
5. С учетом введения единой образовательной программы II ступени высшего образования (магистратуры) требуется пересмотр всех подходов к организации магистерской подготовки в учреждениях образования, а также к роли и месту выпускников магистратуры на национальном и международном рынках труда:
? наблюдается экстенсивный рост количества магистерских специальностей, дублирующих содержание друг друга, а также цели, задачи и профессиональные компетенции. Для этого целесообразно предоставить учреждениям высшего образования право самостоятельно разрабатывать содержание конкретных магистерских программ обучения в рамках укрупненных квалификационных единиц ОКСК (профилизация образовательных программ);
? жесткую регламентацию содержания образовательной программы следует заменить вариативными модулями по выбору магистрантов, имеющими практико-ориентированную направленность и обеспеченными соответствующей научной и производственной базой;
? экономическую неэффективность подготовки магистрантов во многих учреждениях образования (обучение 1-2 магистрантов в целях приобретения и сохранения статуса «университет») следует ограничить введением специальных требований для открытия подготовки по специальностям магистратуры, а также отказаться от установления фиксированных контрольных цифр приема абитуриентов на специальности магистратуры;
? востребованность выпускников магистратуры на рынке труда должна быть обеспечена соответствующими должностями и положениями квалификационных характеристик, а также практической заинтересованностью нанимателей в специалистах с магистерской подготовкой.
6. Система высшего образования Республики Беларусь стремится к становлению как самостоятельная отрасль экономики страны, что привносит элемент рыночных отношений в функционирование высшей школы, а также предполагает ориентацию на повышение эффективности финансирования сферы образования.
Действующая система финансирования высшей школы, предусматривающая выделение финансовых средств из республиканского бюджета в прямой зависимости от количественного состава студенческого контингента на каждом курсе обучения, не ориентирована на обеспечение качества высшего образования. В этих целях система финансирования учреждений высшего образования должна быть пересмотрена и приведена в непосредственную зависимость от количества обучающихся, набираемых на первый курс обучения.
Кроме того, массовизация высшего образования стала непосредственной причиной девальвации диплома о высшем образовании, снижения качества подготовки специалистов. Необходима четкая регламентация численного набора студентов на первый курс, учитывающая потребности экономики в контексте мирового опыта, индивидов, интересы других участников образовательного процесса (среднего специального образования, профессионально-технического образования).
7. Обеспечение реального взаимодействия сферы образования и бизнеса является основополагающим фактором дальнейшего совершенствования системы высшего образования Республики Беларусь. Назрела острая необходимость перехода на качественно иной уровень взаимодействия: от формального участия в подготовке образовательных стандартов и проведении итоговой аттестации обучающихся, бизнес-сообщество (работодатели) должны стать инициатором формирования секторальных советов работодателей, формулирующих и определяющих требования к профессиональной подготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики. В этих целях необходимо инициировать разработку нормативного правового акта, регламентирующего порядок создания секторальных советов работодателей и их участие в разработке учебно-программной документации образовательных программ, обеспечение профильными местами для производственных практик, развитие взаимного обмена персоналом между организациями (предприятиями, компаниями и т.д.) и учреждениями высшего образования.
8. Изменяющиеся технологии диктуют необходимость появления в короткие сроки на рынке труда специалистов, потенциально способных внедрять и использовать эти технологии для создания товаров и услуг следующего технологического поколения. Оперативность появления такого уровня подготовки специалистов связана со скоростью организации соответствующей образовательной программы, качеством содержательного наполнения образовательного процесса и сроками обучения.
Детальная регламентация содержания высшего образования, зафиксированная в образовательных стандартах и учебно-программной документации высшего образования в настоящих условиях, сдерживает развитие, национальной высшей школы, так как ограничивает оперативное обновление содержания образования в соответствии с меняющимися условиями. В этих целях следует ориентироваться на широкое разнообразие в предоставляемых учреждениями высшего образования образовательных возможностях в зависимости от предсказуемых изменений структуры рынка труда и возможных изменений в структуре видов экономической деятельности и предусмотреть в нормативных правовых актах:
? расширение прав и ответственности учреждений высшего образования при разработке и корректировке элементов научно-методического обеспечения образования;
? замену направлений специальностей и специализаций правом учреждения высшего образования самостоятельно определять в рамках специальности направление подготовки в данном учреждении образования, которое обеспечивается компонентом содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемым самим учреждением образования;
? увеличение до 50 % компонента содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемого самим учреждением образования;
? отказ от детализации государственного компонента в образовательных стандартах (перечень обязательных дисциплин и их объемы, подробное содержание дисциплин).
9. Учитывая процессы разработки и внедрения Национальной системы квалификаций (постановление Совета Министров Республики Беларусь № 34 от 17.01.2014 г. «О некоторых вопросах развития национальной системы квалификаций Республики Беларусь»), компетентностная модель (группы компетенций, основанные на Дублинских дескрипторах: академические, социально-личностные, профессиональные) действующих образовательных стандартов высшего образования должна стать основой для разработки общих (интегральных) дескрипторов национальной рамки квалификаций и специализированных дескрипторов для секторальных рамок квалификаций.

Кроме того, профессиональные стандарты, которые являются интегральной моделью специалиста, сформированной работодателями как «заказ», позволят более адресно организовать образовательный процесс по подготовке конкретного специалиста для конкретного заказчика и сформировать основные требования к результатам обучения на каждом цикле образовательных программ высшего образования (стать основой для разработки образовательного стандарта по соответствующей специальности).

С учетом вышеизложенного Республиканский совет ректоров учреждений высшего образования

РЕШИЛ:

1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
1.1. Внедрить проектный подход к разработке и реализации программ развития высшего образования.
1.2. Разработать Концепцию оптимизации нормативной правовой базы в сфере высшего образования, предусматривающую перераспределение правовой регламентации отношений в сфере высшего образования в пользу учреждений высшего образования.
1.3. Привлекать к разработке нормативных правовых актов в сфере высшего образования, а также контрольной и оценочной деятельности в сфере высшего образования представителей заказчиков образовательных услуг (представителей обучающихся и преподавателей).
1.4. Разработать интегральные индикаторы развития национальной системы высшего образования, согласованные с аналогичными индикаторами в системах высшего образования стран региона.
1.5. Организовать общереспубликанские регулярные мониторинговые исследования по определению качества подготовки специалистов с высшим образованием, по проблемам оптимизации системы высшего образования с публикацией доклада о состоянии высшего образования.
1.6. Внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об образовании и в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования, в части:
1.6.1. оптимизации численности и видов учреждений высшего образования;
1.6.2. введения наименования первой ступени высшего образования «бакалавриат» как наиболее распространенного в национальных системах высшего образования и узнаваемого в разных странах мира, а также сохранения за данной ступенью высшего образования квалификации, что является гарантом трудоустройства;
1.6.3. введения единой образовательной программы II ступени высшего образования (магистратуры);
1.6.4. введения для ограниченного перечня специальностей непрерывной образовательной программы высшего образования, интегрирующей две ступени высшего образования (срок обучения 5,5-6 лет);
1.6.5. введения и регламентации интегрированной образовательной программы высшего и среднего специального образования;
1.6.6. внесения норм, расширяющих права и ответственность учреждений высшего образования при разработке и корректировке элементов научно-методического обеспечения образования;
1.6.7. замены направлений специальностей и специализаций правом учреждения высшего образования самостоятельно определять в рамках специальности направление подготовки в данном учреждении образования, которое обеспечивается компонентом содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемым самим учреждением образования;
1.6.8. увеличения до 50 % компонента содержания образовательной программы высшего образования, разрабатываемым самим учреждением образования;
1.6.9. отказа от детализации государственного компонента в образовательных стандартах (перечень обязательных дисциплин и их объемы, подробное содержание дисциплин);
1.6.10. установления обязательной внутренней (республиканской) и внешней мобильности преподавателей и студентов.
1.7. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь организовать работу по оптимизации системы специальностей высшего образования в соответствии с изменениями в международных статистических классификационных системах в сфере образования (введение Областей образования и профессиональной подготовки 2013 г. в рамках МСКО 2011), переходом в 2016 г. на ОКРБ 005-2011 и ожидаемой модернизацией системы должностей служащих (профессий рабочих) на основе ОКРБ 014-2007 «Занятия».
1.8. Разработать проект ОКРБ 011-2016, вводя наименования объектов классификации на основе видов экономической деятельности и привлекая к его созданию как учреждения образования, так и органы государственного управления (работодателей).
1.9. Разработать критерии открытия подготовки в магистратуре для учреждений образования, реализующих образовательную программу высшего образования II ступени, а также требования к учебной нагрузке и нормативное правовое обеспечение организации практик магистрантов.
1.10. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь внести предложения по внесению изменений и дополнений в ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», закрепляющих за магистрами определенные должности.
1.11. Внести предложения в Совет Министров Республики Беларусь об организационных мерах по содействию распределения магистрантов и усилению заинтересованности субъектов хозяйствования в целевой подготовке магистров.
1.12. Определять контрольные цифры приема в магистратуру учреждения высшего образования в целом для II ступени высшего образования с предоставлением права учреждениям образования самостоятельно распределять бюджетные места  между специальностями.
1.13. Изменить принципы финансирования учреждений высшего образования путем пересмотра и приведения объемов финансирования в непосредственную зависимость от количества обучающихся (норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного обучающегося).
1.14. Инициировать разработку нормативного правового акта, регламентирующего порядок создания секторальных советов работодателей и их участие в разработке учебно-программной документации образовательных программ, обеспечение профильными местами для производственных практик, развитие взаимного обмена персоналом между организациями (предприятиями, компаниями и т.д.) и учреждениями высшего образования.
1.15. Внести предложения в Совет Министров Республики Беларусь по структуре и содержанию Национальной системы квалификаций, в том числе в части описания общих и специализированных дескрипторов уровней 6 и 7 (бакалавриат и магистратура).
1.16. Организовать разработку экспериментальных образовательных стандартов высшего образования на основании разработанных в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 34 от 17.01.2014 г. «О некоторых вопросах развития национальной системы квалификаций Республики Беларусь» профессионально-квалификационных стандартов.
1.17. Организовать разработку нормативной правовой базы по развитию включенного высшего образования на национальном и международном уровнях.
1.18. Организовать разработку нормативной правовой базы, регламентирующую правовой статус, организационную структуру и деятельность учебно-научно-производственных комплексов (центров, филиалов кафедр, лабораторий).
1.19.  Организовать разработку нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность научных отраслевых лабораторий, вопросы финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности.
1.20. Организовать разработку методики и внедрить в практику работы высшей школы установление численного набора студентов на первый курс, исходя из потребностей экономики, индивидов и других участников образовательного процесса;
1.21. Организовать разработку нормативной правовой базы, регламентирующей экономическую самостоятельность учреждений высшего образования и предусматривающую повышение и совершенствование оплаты труда профессорско-преподавательского состава.
1.22. Внести настоящие рекомендации в План мероприятий по развитию и совершенствованию системы образования на 2015-2017 годы.

2. Рекомендовать учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования:
2.1. Обеспечить разработку учебно-методического и другого ресурсного обеспечения образовательных программ бакалавриата, магистратуры, непрерывной образовательной программы высшего образования по соответствующим специальностям.
2.2. Организовать работу по анализу, пересмотру и актуализации содержания образовательных программ во взаимодействии с работодателями.
2.3. Инициировать работу совместно с организациями реального сектора экономики по открытию новых специальностей, соотнесенных с видами экономической деятельности, подготовка специалистов с высшим образованием для которых в Республике Беларусь не осуществляется.
2.4. По итогам пересмотра перечня специальностей магистратуры и наименования степеней в целях дальнейшей оптимизации (укрупнения специальностей, исключения дублирования наименования и содержания, применения международных наименований степеней) внести в Министерство образования Республики Беларусь предложения по оптимизации перечня специальностей магистратуры и наименования степеней.

3. Рекомендовать учреждениям высшего образования:
3.1. Организовать регулярные мониторинговые исследования по проблемам развития учреждения высшего образования.
3.2. Организовать работу по анализу, пересмотру и актуализации содержания направления подготовки в данном учреждении образования во взаимодействии с работодателями.
3.3. Внедрить модульный принцип построения образовательных программ высшего образования как инструмент для пересмотра и актуализации содержания образовательных программ.
3.4. Расширить востребованность магистерских образовательных программ посредством реализации их в сетевой форме с учреждениями образования и организациями (предприятиями) зарубежных стран и Республики Беларусь.
3.5. Расширить практику реализации образовательных программ в дистанционной форме получения образования.

4. Рекомендовать Республиканскому институту высшей школы:
4.1. Подготовить предложения по оптимизации численности учреждений высшего образования и о моделях современного учреждения высшего образования.
4.2. Подготовить предложения по перепроектированию структурно-содержательной и кодификационной структуры ОКСК.
4.3. Подготовить предложения о целесообразности изменения структуры и принципов формирования образовательных стандартов высшего образования в соответствии с международной практикой.
4.4. Подготовить предложения о целесообразности изменения структуры и принципов формирования типовой учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.
4.5. Осуществить разработку макета второго поколения образовательных стандартов магистратуры с учетом требований вариативности и модульности содержания обучения.
4.6. Разработать нормативное правовое обеспечение сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры.
4.7. Разработать нормативные требования к научно-методическому обеспечению интегрированной образовательной программы высшего и среднего специального образования.
4.8. Подготовить предложения о нормативном правовом обеспечении внедрения кредитно-модульной системы обучения в Республике Беларусь, реализующей накопительный принцип зачетных единиц.
4.9. Организовать систему целевых курсов и семинаров руководящих работников, работников методических служб и профессорско-преподавательского состава по вопросам оптимизации системы высшего образования.

Председатель
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор БГЭУ                                                                        В.Н. Шимов
Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор РИВШ                                                                       В.А. Гайсёнок