Информационная база / Материалы образовательных форумов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Вначале вопрос, вероятно, риторический: есть ли перспективы развития региональных вузов? Ответ, безусловно, положительный. Университет, в том числе, классический, для области либо крупного города стал оптимальным решением вопросов подготовки специалистов с высшим образованием. Существующая нормативно-правовая база закрепляет данный статус университета. Действует «Программа развития высшего образования в регионах Республики Беларусь».

Реализуя Программу, наш университет разработал модель Брестского университетского образовательного округа, который объединит учебную, научно-исследовательскую, экспериментальную, отчасти производственную, деятельность; станет центром развития образования, науки, культуры региона. Это полностью согласуется с установкой Главы нашего государства: «Будут сильными регионы - будет сильной страна». Отдельные звенья названой модели уже начали действовать. Университетский образовательный округ поможет решить минимум две крупномасштабные задачи.

Во-первых, создавать более качественный образовательный продукт. Будет обеспечен новый тип ассоциированных разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего и среднего специального образования, учреждений повышения квалификации и научно-исследовательских учреждений. Под эгидой университета станет возможной кооперация учреждений образования различных форм собственности, будут согласованы учебные планы и программы, критерии взаимного признания оценок по одноименным дисциплинам, разработаны корректирующие учебные программы для ССУЗов с учетом методологии и стандартов высшего образования. Подобная преемственность позволит сократить в известной мере сроки и финансовые расходы на продолжение образования в университете. А это уже — важное государственное решение.

Во-вторых, проектируется «Технопарк», который соединит большинство учреждений образования области в единую электронную цепь. Возможно, он станет частью государственной программы «Электронная Беларусь» и будет производить информационный продукт.

В изменяющейся социально-экономической жизни возрастает роль фундаментальных и прикладных исследований. И кто как не местные ученые должны изнутри знать региональные проблемы. Изучив ситуацию, мы убедились, что большинство тем, касающихся Брестчины, выполняются в Минске. Выскажу мнение не только ректоров региональных вузов, но и отдельных руководителей областных структур. Необходимо согласовывать научно-исследовательские темы прикладного характера и с Государственным комитетом по науке и технологиям, и с областными структурами и смелее поручать выполнение этих тем ученым региональных университетов. А соответствующий научный потенциал у нас имеется.

Приведу пример. Еще недавно исследования радиофизической лаборатории нашего вуза, по имеющимся оценкам, имели научный уровень, один из самых высоких в СССР. Узнав о разработке белорусского спутника, мы в июне 2003 г. послали свои предложения на имя председателя Комитета по науке и технологиям. К сожалению, по сей день ответ не получен.

Известно, что образование — это основа и гарантия будущего благополучия Беларуси, один из стратегических ресурсов страны. Однако в большинстве региональных вузов сегодня ухудшаются качественные характеристики профессорско-преподавательского состава. Стареют кадры, слабо растет число «остепененных преподавателей». Средний возраст профессоров переходит пенсионный. Причин тут видится несколько. Первая: в столице недооценивают региональные научные школы, многие из которых эффективно работают, а местных высококвалифицированных специалистов по остаточному принципу привлекают к подготовке кандидатов и докторов наук, к исследовательским разработкам. Вторая : целевые аспирантуры и докторантуры сосредоточены, в основном, в столичных вузах. Почти нормой среди аспирантов-целевиков стали «невозвращенцы». Они находят в столице теплые места, обостряя кадровую проблему родного вуза. Настало время упростить процедуру создания аспирантур и открытия специальностей в них, зато оставить высокой контрольную планку присвоения ученых степеней и ученых званий. Третья : зарплаты, а также пенсии профессорско-преподавательского состава на сегодняшний день мало содействуют повышению престижа ученого. Четвертая: н аука требует не только талантов и добротной теоретической подготовки, но и хорошей материальной базы. Надо помочь региональным университетам обновить лаборатории, открыть новые. Стоимость оборудования оказалась для вузов неподъемно высока. Полагаю, надо Минобразования и Комитету по науке и технологиям продумать, как решить этот вопрос.
Еще одна региональная проблема. Нисколько не умаляя помощь университетам со стороны руководства областей, все же вправе заметить, что нередко ректор слышит от губернатора: «и рад бы помочь, но мы -субъекты разных форм собственности, и такая помощь из бюджета области невозможна». Это касается, в первую очередь, поддержки материальными ресурсами для проведения ремонта, помощи в решении проблем жилья для работников университета. Представляется, что на уровне «область - региональный университет» эти жесткие грани форм собственности можно несколько сгладить. Ведь университет в областном центре готовит специалистов минимум на 90 % для своей же области.
Хотел бы обратить внимание на одну парадоксальную ситуацию вокруг выполнения программы регионализации.
Я сравнительно недавно работаю ректором университета. Но и этот непродолжительный опыт убедил в том, что внести изменение в перечень специальностей, по которым ведется подготовка кадров в региональном вузе, почти невозможно. Конкретный пример. В 2003 г. на Брестчине были ликвидированы дискредитировавшие себя филиалы БКИУ. Брестский университет в соответствии с распоряжениями Министерства принял от них более 600 студентов. По ряду специальностей они соответствовали имеющимся в университете. А при решении вопросов обучения переведенных студентов специальности «экономика и управление на производстве» мы натолкнулись на глухую стену. Хотя в университете и в городе имеются соответствующие специалисты, в том числе доктор наук, а потребность в таких выпускниках подтверждена облисполкомом, мы так и не смогли «узаконить» эту специальность. Университет якобы не дорос до подготовки специалистов данного профиля. Тогда закономерно возникает вопрос, а как и в каком ведомстве получено такое право бывшим коммерческим вузом и его филиалами? А кто из серьезных специалистов пойдет к нам доучивать теперь уже наших студентов, если эта работа временная: ведь переведены студенты 2-го и 3-го курсов?

К сожалению, и позицию Министерства образования в решении этого вопроса нельзя назвать последовательной; более того, возьму на себя смелость назвать её избирательной. Для этого достаточно сравнить перечень специальностей, по которым готовят специалистов региональные университеты. Замечу, что и по материально-технической базе, и по качественному составу профессорско-преподавательских кадров Брестский университет отнюдь не последний среди них.

В связи с подписанием Главой государства Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» хотел бы остановиться, на наш взгляд, на важной проблеме. В отношении ППС законодательство позволяет лишь в исключительных случаях расторгнуть трудовые отношения по инициативе администрации (прогул, совершение поступка несовместимого со званием преподавателя и некоторые другие). Во всех других случаях досрочное расторжение трудовых отношений (до истечения пятилетнего срока избрания по конкурсу) возможно только по решению Совета вуза о признании преподавателя не соответствующим занимаемой должности. Но принятие решения путем тайного голосования в Совете университета весьма проблематично и механизм его достаточно сложен.

Нельзя ли вернуться к советской практике избрания преподавателей по решению ректора: либо на советах факультетов, либо на ученых советах вузов . Ныне действующим Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава в вузах Республики Беларусь, утвержденным Приказом Министерства образования № 58 от 15.02.1996 г. (п. 2.18) предусмотрено, что доценты, старшие преподаватели, преподаватели и ассистенты избираются на советах факультетов.

Полагаю: этой аудитории не нужно разъяснять, что сегодня очень сложно регулировать вопросы переизбрания тех преподавателей, для которых вуз давно перестал быть основным местом работы, а весь потенциал таких работников часом направлен на деструктивную политическую деятельность. Ведь на факультетах чаще сказываются и корпоративная солидарность, и круговая порука.

Учитывая, что на основе Директивы № 1 будут вноситься изменения в существующие нормативные акты, хотелось бы учесть названную проблему в документах, регламентирующих деятельность высшей школы.

Доклад ректора Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина
Чесновского М.Э. на Республиканском совете ректоров
высших учебных заведений
с участием Президента Республики Беларусь
19 марта 2004 г. в 10.00, г. Минск