Информация о деятельности Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования за 2017 г.
 

За 2017 год были проведены следующие заседания Совета и его Президиума:

22.02.2017: «О проекте Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-20ХХ», «Формирование национальной рамки и системы квалификаций для обеспечения качества высшего образования, его соответствия потребностям современного рынка труда». Решено: одобрить в целом разработанный проект Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-20ХХ «Специальности и квалификации», рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь проинформировать Совет Министров Республики Беларусь о необходимости определения Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь подходов по трудоустройству бакалавров, магистров, специалистов со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием на национальном рынке труда, рекомендовать учреждению образования «Республиканский институт профессионального образования» внести предложения по подготовке рабочих по профессиям; рекомендовать учреждениям высшего образования совместно с работодателями изучить реальную потребность в специалистах и рабочих по специальностям нового проекта ОКСК, внести соответствующие предложения по активизации участия работодателей в разработке профессиональных стандартов, образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ нового поколения; выработать и реализовать комплексы мероприятий по подготовке к внедрению ОКСК. Решено рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь обратиться в Правительство Республики Беларусь с предложением об активизации работ по разработке Национальной системы квалификаций и создании при Правительстве Республики Беларусь Совета по квалификациям; Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь при разработке Национальной системы квалификаций учитывать одобренную Министерством образования Республики Беларусь Национальную рамку квалификаций высшего образования Республики Беларусь (BelQF); Республиканскому институт высшей школы и Республиканскому институт профессионального образования проанализировать методологию и практику создания национальных рамок квалификаций высшего образования государствами – участниками Европейского пространства высшего образования, копенгагенского процесса; внести предложения Министерству образования Республики Беларусь по основным структурным элементам и количеству уровней Национальной рамки квалификаций, соответствующей EQF-LLL; разработать и представить в Министерство образования Республики Беларусь План по разработке Национальной рамки квалификаций, соответствующей EQF-LLL (как элемента Национальной системы квалификаций); подготовить предложения по определению способа визуализации национальных рамок квалификаций Республики Беларусь, отображающего все необходимые элементы для их понимания и применения; организовать общественно-профессиональное обсуждение разработанных проектов Национальной рамки квалификаций высшего образования Республики Беларусь (BelQF) и Национальной рамки квалификаций, соответствующей EQF-LLL.

10.04.2017: «О рассмотрении предложений по оптимизации деятельности и усилению контроля за деятельностью учреждений высшего образования, внесении изменений в законодательство, касающееся их лицензирования и аккредитации». Решено: одобрить в целом предложенный проект постановления Совета Министров «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2011 № 849 «Об утверждении Положения о порядке открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям, направлениям специальностей, специализациям» (далее – Положение), согласиться с предложениями по абзацу седьмому пункта 6 и с дополнением пункта 6 Положения абзацами восьмым и девятым предложенного содержания.  Считать возможным сохранение существующей редакции абзаца второго пункта шестого Положения без дополнения ее словами «подтвержденной обязательствами трудоустройства выпускников», так как действующая формулировка «заявленной потребности организаций на подготовку» распространяется на все категории обучающихся, независимо от формы оплаты за получение образования, в то время как новая редакция ориентирована только на лиц, обучающихся за счет средств республиканского бюджета и подлежащих обязательному распределению. Включить в План работы Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования на 2017 г. рассмотрение вопросов, связанных с развитием высшей школы с учетом мнения заказчиков и учредителей УВО, а также механизмов их реализации.

26.06.2017: «О совершенствовании проведения вступительной кампании в учреждения высшего образования Республики Беларусь», «О решениях, принятых Министерством образования Республики Беларусь, по вопросам регулирования труда руководителей подчиненных учреждений высшего образования и их материального стимулирования». Решено: принять информацию к сведению, одобрить в целом предложения рабочей группы по совершенствованию вступительной кампании в УВО, считать необходимым сохранение ЦТ, как формы проведения вступительных испытаний, а также дополнительного набора в УВО.

26.07.2017: «О совершенствовании проведения вступительной кампании в учреждения высшего образования Республики Беларусь», «Состояние и пути повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации», «О деятельности филиалов и выполнении требований нормативных правовых актов по формированию кафедр учреждений высшего образования Республики Беларусь», «Об оптимизации процедур контроля за обеспечением качества образовательной деятельности учреждений высшего образования», «Об утверждении изменений в составе региональных советов Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования». Решено: одобрить в целом предложения по совершенствованию вступительной кампании в УВО, считать необходимым сохранение ЦТ как оптимальной формы проведения вступительных испытаний в УВО, рекомендовать органам госуправления, ответственным за систему послевузовского образования Республики Беларусь комплексно оптимизировать нормативную базу системы работы с лицами, включенными в банк данных одаренной молодежи; НИРС; подготовки и аттестации НРВК для повышения республиканской системы ПНРВК. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства и продовольствия дополнительно изучить возможность сокращения количества филиалов учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования; рекомендовать учредителям и ректорам частных учреждений образования провести анализ эффективности деятельности филиалов учреждений высшего образования и при необходимости принять организационные меры; рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь: провести анализ качества подготовки и деятельности филиалов частных учреждений высшего образования; разработать предложения по корректировке нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность филиалов учреждений высшего образования; рекомендовать ректорам учреждений высшего образования проанализировать деятельность филиалов учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, и при необходимости внести предложения в Министерство образования, привести состав кафедр в соответствие с требованиями нормативных правовых документов. Решено предложить Министерству образования Республики Беларусь рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений и (или) дополнений в  Положение «О порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820. Решено утвердить предложенный проект изменений в составе Региональных советов Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.

15.11.2017: «Развитие практико-ориентированного обучения в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования: организация практики и повышение эффективности взаимодействия с заказчиками кадров», «Об утверждении изменений в составе Президиума и Комиссий Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования». Решено считать комплексное развитие практико-ориентированного обучения в системе непрерывного профессионального образования неотъемлемым элементом подготовки кадров для национальной экономики, социальной и других сфер деятельности, рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь обеспечить доработку основных положений Кодекса об образовании Республики Беларусь с учетом усиления практической направленности обучения, в том числе в части расширения сферы применения целевой подготовки специалистов и рабочих (служащих) для удовлетворения потребностей страны в специалистах различного профиля, распространения условий целевой подготовки на подготовку научных работников высшей квалификации, разграничения обязательств предприятий и учреждений образования по обеспечению страхования обучающихся от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при привлечении к работам в период прохождения производственной практики (стажировки), рекомендовать учебно-методическим объединениям (УМО) в сфере высшего образования и учебно-методическим объединениям (УМО) в сфере профессионально-технического и среднего специального образования (согласно компетенции) при проектировании образовательных стандартов и учебно-программной документации поколения 3+, рекомендовать учреждениям образования принять меры по привлечению к разработке и корректировке содержания образования (образовательных стандартов и учебно-программной документации) организаций-заказчиков и других представителей реального сектора экономики, рекомендовать Республиканскому институту высшей школы и Республиканскому институту профессионального образования организовать проведение практических семинаров (по отдельным направлениям подготовки) для сотрудников учреждений образования с участием представителей заказчиков по тематике расширения взаимодействия с организациями-заказчиками кадров, дифференциации форм практико-ориентированного обучения .

 

 

Результаты деятельности за предыдущий период