Решения совета / Принятые
 

РЕЗОЛЮЦИЯ
Совета ректоров высших учебных заведений
Республики Беларусь


Гродно
15 мая 2003 года

Подводя итоги прошедшего года работы, Совет ректоров Республики Беларусь отмечает позитивный характер изменений, произошедших в региональных образовательных системах высшей школы: современные классические университеты во многих регионах развиваются в крупные университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней и проводящие исследования по приоритетным направлениям науки техники и социальной сферы; совершенствуется нормативно-правовая база, учитывающая специфику деятельности в сфере высшего образования, результатом чего стала разработка нового закона "О высшем образовании в Республике Беларусь"; совершенствуется совместная организационная деятельность государственных органов власти и Советов ректоров вузов, образовательных и научных учреждений, сообществ ученых и специалистов различного профиля; активизировались процессы по межвузовской интеграции и кооперации деятельности на региональном и республиканском уровнях: на основе эффективного взаимодействия высшей школы и других подсистем образования происходит развитие систем непрерывного образования.

Совет ректоров высших учебных заведений Республики Беларусь подтверждает, что в настоящее время основными направлениями развития высшего образования в регионах являются:
1. Разработка принципов формирования и нормативно-правового обеспечения функционирования университетских комплексов как центров культуры, науки и образования в регионах Республики Беларусь, повышение их финансовой устойчивости путем решения проблемы диверсификации источников государственного финансирования.
2. Переход к двухступенчатой системе подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе с учетом положительного опыта ряда вузов (Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Могилевский государственный технический университет) по созданию интегрированных программ первой ступени высшего образования на базе среднего специального образования.
3. Дальнейшее развитие интегрированных форм подготовки специалистов в рамках профессиональной межвузовской кооперации как на региональном, так и республиканском уровне. При этом главную роль в организации образовательных программ магистерской ступени высшего образования должны взять на себя ведущие вузы, имеющие признанные научные школы по соответствующим отраслям знаний.
4. Повышение ответственности университетов за региональное развитие, что проявляется в расширении и углублении взаимосвязей с местными органами власти для решения жизненно важных проблем экономического и социального развития путем внедрения региональной специфики в подготовку специалистов с высшим образованием, рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, сохранения своеобразия исторического и культурного наследия.