Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА

РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ № 1

29 апреля 2013 г.

г. Минск

О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования I ступени: проблемы и пути решения

Заслушав и обсудив доклад ректора Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» Демчука М.И., Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования отмечает следующее.

Предложение о сокращении сроков обучения впервые официально было обозначено в Концепции внедрения двухступенчатой системы подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь в 2004 году. Подробный план мероприятий по переходу высшего образования на двухступенчатую систему был изложен в Программе перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров № 755 от 6 июля 2005 г.

К моменту проведения Совещания педагогического актива страны с участием Президента Республики Беларусь, по 51 специальности (направлению специальности) срок обучения был установлен 4 года, по 18 специальностям – 4,5 года, по 5 специальностям (направлениям специальностям) – 5,5 лет и по 10 специальностям – 6 лет. По остальным специальностям – 5 лет.

Протоколом поручений Президента Республики Беларусь и Решением Президиума Республиканского Совета ректоров от 15 сентября 2011 г. было предложено обеспечить с 1 сентября 2012 г. переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием.

Фактически нынешний этап дифференциации сроков подготовки на первой ступени высшего образования задан приказом Министерства образования от 28 мая 2012 г. № 389, которым был утвержден перечень из более чем 236 специальностей со сроком обучения 4–4,5 года.

В качестве эксперимента, переход на 4-х летний срок подготовки специалистов на первой ступени высшего образования был осуществлен в 2012/2013 учебном году Академией управления при Президенте Республики Беларусь и Белорусским государственным университетом культуры и искусств по 6 специальностям. Массовый переход на дифференцированные сроки подготовки будет осуществлен с 2013/2014 учебного года.

Концептуальными подходами для перехода на сокращенные сроки подготовки специалистов на первой ступени высшего образования стали:
– сокращение объемов подготовки по циклу социально-гуманитарных дисциплин (из расчета сокращения вузовского учебного плана на один семестр) и более рациональная его организация путем введения системообразующих модулей цикла (философия, экономика, политология, история);
– исключение (минимизация, упорядочение) мероприятий в учреждениях высшего образования, не связанных с освоением образовательных программ высшего образования первой ступени;
– переход на организацию учебного процесса по укрупненным специальностям и исключение из практики специализаций на первой ступени высшего образования;
– оптимизация перечня непрофильных обязательных для изучения дисциплин и более рациональная их организация;
– пересмотр содержания образовательных программ (учет междисциплинарных связей, ликвидация дублирования, отказ от вспомогательных, узкоспециальных дисциплин);
– перераспределение учебных часов между самостоятельной работой студента и аудиторными занятиями в пользу самостоятельной работы студента;
– уменьшение максимально допустимой недельной нагрузки студента до 30 аудиторных часов на выпускном и предвыпускном курсах и до 32 аудиторных часов на всех остальных курсах.
На протяжении 2012/2013 учебного года в рамках реализации приказа Министерства образования «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования І ступени» была проведена следующая работа:
– организована серия семинаров и курсов повышения квалификации для ППС и административно-управленческого аппарата УВО, содержание которых направлено на нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса при переходе на дифференцированные сроки подготовки;
– разработан и утвержден Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени третьего поколения;
– оптимизирован цикл социально-гуманитарных дисциплин;
– оптимизирован перечень непрофильных обязательных для изучения дисциплин;
– разработана и утверждена (подготовлена к утверждению) нормативная правовая основа разработки образовательных стандартов высшего образования первой ступени нового поколения.

Вместе с тем Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования отмечает, что при достаточно высокой степени готовности научно-методического обеспечения перехода учреждений высшего образования с 1 сентября 2013 г. к массовой подготовке специалистов по сокращенным срокам обучения, имеются и определенные трудности.

Довольно часто проектирование образовательного процесса по конкретной специальности при переходе на сокращенные сроки обучения не согласуется с требованиями в организации образовательного процесса, прописанными в Кодексе об образовании (соотнесение сроков магистерской подготовки и сокращенных сроков обучения на первой ступени высшего образования; сокращение объема аудиторных часов обязательных дисциплин естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов и увеличение доли самостоятельной (управляемой) работы; введение защиты дипломного проекта (дипломной работы) как самостоятельной формы итоговой аттестации и многое другое).
Существуют определенные сложности в трактовке требований Макета образовательного стандарта по специальностям высшего образования первой ступени, касающиеся установления объема недельной аудиторной нагрузки.

В настоящее время на экспертизу в РИВШ поступило 203 типовых учебных плана, что составляет около 30 % от общего количества типовых учебных планов по специальностям высшего образования первой ступени. Из поступивших на экспертизу 203 планов 52 типовых учебных плана разработаны БГУ (26%), 27 – БГУИР (13%), 24 – БНТУ (12%), 17 – БГЭУ (8%), 13 – БГУФК (6%), 12 – БГУКИ (6%). Проведена экспертиза 147 типовых учебных планов (73%). 8 планов (4%) подготовлены к утверждению (ВГАВМ, БГУ, БГПУ, АУ).

Типовые учебные планы по всем закрепленным специальностям предоставлены на первую экспертизу следующими учреждениями высшего образования: ВГАВМ, ВГТУ, МГУП, БГУФК, БГМУ, ГрГМУ, ГГМУ, КИИ МЧС, Институт пограничной службы.

В РИВШ не поступило на экспертизу ни одного образовательного стандарта по специальностям высшего образования первой ступени (по состоянию на 29 апреля 2013 года).
Также Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования отмечает, что следующий этап дифференциации сроков подготовки специалистов на первой ступени высшего образования будет связан с введением в национальную систему высшего образования бакалавриата.

С учетом вышеизложенного Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования

РЕШИЛ:

1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
1.1. Внести изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, предусматривающие введение защиты дипломного проекта (дипломной работы) как самостоятельной формы итоговой аттестации.
1.2. Утвердить образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» в срок до 1 декабря 2013 г.
1.3. Утвердить Инструкцию по расчету трудоемкости образовательных программ высшего образования c использованием системы зачетных единиц, Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных планов для первой ступени высшего образования, Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования, Положение о самостоятельной работе студентов в срок до 1 июня 2013 г.

2. Рекомендовать учебно-методическим объединениям в сфере высшего образования:
2.1. Завершить разработку проектов типовых учебных планов и образовательных стандартов первой ступени высшего образования для соответствующих специальностей и представить их на утверждение в Министерство образования Республики Беларусь в срок до 01 июня 2013 г.
2.2. Обратить внимание учреждений высшего образования на необходимость обоснованного подхода к корректировке объема и содержания учебных дисциплин, обеспечивающих фундаментальность подготовки и формирование профессиональных компетенций выпускников, а также к практической подготовке специалиста к выполнению профессиональной деятельности.
2.3. Обеспечить пересмотр содержания образовательных программ (учет междисциплинарных связей, ликвидация дублирования, отказ от вспомогательных, узкоспециальных дисциплин) первой ступени высшего образования с целью адаптации их содержания к актуальным потребностям экономики и социальной сферы.
2.4. Рассматривать вопросы дифференциации сроков подготовки специалистов с высшим образованием по конкретным специальностям только при наличии разработанных проектов документов научно-методического обеспечения соответствующих образовательных программ, предусматривающих указанную дифференциацию сроков обучения.

3. Рекомендовать учреждениям высшего образования:
3.1. Осуществлять специализацию выпускников учреждений высшего образования на договорной основе в организациях сферы труда посредством ориентации дипломных и курсовых проектов (работ) на решение научно-прикладных и производственных задач, а также путем практического обучения в организациях сферы труда.
3.2. Организовать ежегодный мониторинг эффективности перехода учреждения высшего образования на дифференцированные сроки обучения с оценкой удовлетворенности потребителя образовательных услуг и с направлением итогов мониторинга в государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы».

4. Рекомендовать Республиканскому институту высшей школы:
4.1. Организовать постоянное научно-методическое сопровождение процесса перехода учреждений высшего образования на дифференцированные сроки подготовки специалиста на первой ступени высшего образования.
4.2. Организовать систему целевых курсов и семинаров руководящих работников, работников методических служб и профессорско-преподавательского состава по вопросам перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в 2013 году и последующие годы.
4.3. Продолжить практику подготовки тематических выпусков журнала «Вышэйшая школа», посвященных аспектам перехода высшей школы на дифференцированные сроки подготовки специалистов, акцентируя при этом внимание на научно-методическое обеспечение высшего образования.
4.4. Изучить целесообразность исключения из практики подготовки специалистов на I ступени высшего образования специализаций в рамках специальностей и, при необходимости, организовать необходимую работу по внесению соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании и Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКСК 011-2009 «Специальности и квалификации».

 

Председатель
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор БГЭУ                                                                                  В.Н. Шимов

Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор РИВШ                                                                                 М.И. Демчук