Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ № 2

26 декабря 2012 г.

г. Минск


Кадровый потенциал высшей школы:
состояние и проблемы подготовки и аттестации
кадров высшей научной квалификации

Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе Белорусского государственного университета академика Ивашкевича О.А. Президиум Республиканского совета ректоров отмечает следующее.

Высшая школа Республики Беларусь обладает значительным научным потенциалом для эффективного осуществления всех видов научной деятельности, в том числе подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации, В 2011 году во всех учреждениях высшего образования работало 23 958 преподавателей, из которых 1 378 докторов наук (5,75 %) и 8 980 кандидатов наук (37,48 %). При этом основной научный кадровый потенциал сосредоточен в государствен­ных учреждениях высшего образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь: 15 258 преподавателей (63,69%) из которых 912 докторов наук (66,18% от всех докторов наук высшей школы) и 5 794 кандидата наук (64,52 %). Распределение преподавателей по возрастным группам выглядит следующим образом: до 29 лет - 13,2 %, от 30 до 39 лет - 25,7 %, от 40 до 49 лет -17,9 %, от 50 до 59 лет - 20,4 %, от 60 до 65 лет - 11,9 %, старше 65 лет - 10,9 %.
Однако, такое относительно благоприятное распределение преподавателей по возрастным группам, достигается во многом за счет недавно созданных УВО (например, в БарГУ количество преподавателей до 40 лет составляет 55,7 %, а свыше 60 лет 10,1%), где отсутствуют эффективно функционирующие научные школы, а количество кандидатов и докторов наук значительно ниже средних показателей (в БарГУ доля докторов наук составляет 0,9%, а кандидатов наук - 9,4%).
Постоянную тенденцию к снижению имеет количество защит диссертаций в Республике Беларусь с 738 кандидатских диссертаций в 2004 году до 520 в 2011 году и со 116 докторских диссертаций в 2004 году до 47 в 2011 году. Растет количество отклоненных диссертаций (в 2003 году количество отклоненных диссертаций составляло 1,5 %, а в 2010 - 9,6 %).

С принятием новой нормативной базы послевузовского образования существенно сократился набор в аспирантуру. В 2011 году план набора в аспирантуру всех учреждений высшего образования Министерства образования составлял 807 человек, в 2012 году - 664.

Действующая нормативная база послевузовского образования имеет ряд существенных недостатков, препятствующих эффективному развитию процессов подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации: излишне высокие формальные требования к назначению научных руководителей, необоснованные требования к стажу соискателей ученой степени кандидата наук, ограничены возможности вузов по привлечению иностранных аспирантов (а, значит, и по привлечению валютных средств в Республику Беларусь) и т.д. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011, установившее повышение окладов преподавателям высшей школы, не имеющим ученой степени и звания, в размере 50 %, фактически устранило финансовую заинтересованность ППС в защите кандидатских диссертаций. Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 года № 450 распространен только на работающих ППС и научных работников и не направлен на социальную защиту пенсионеров - научных работников высшей квалификации. Система госзаказа на подготовку научных работников высшей квалификации субъективна и научно не обоснована.

Низка оплата труда научных руководителей аспирантов, а также стипендии аспирантов и докторантов. Низок уровень знаний аспирантов в вопросах организации самостоятельных научных исследований, научной этики, в вопросах авторского права и т.д.

Белорусский государственный университет и другие УВО Республики Беларусь принимают значительные усилия по стимулированию послевузовского образования от этапа НИРС до аттестации научных работников высшей квалификации: премирование за защиты; поощрение (конкурсы, премирование, поощрение дипломами и грамотами) эффективно вовлекающих в науку студентов ППС и научных работников; проводится комплекс научных мероприятий студентов и аспирантов. Однако предпринимаемых в отдельном университете усилий по совер­шенствованию послевузовского образования недостаточно, чтобы преодолеть влияние негативных факторов республиканского масштаба.

С учетом изложенного Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования решил:

  1. Рекомендовать ГКНТ РБ разработать комплексную научно обоснованную систему оценки потребности в научных работниках высшей квалификации для высокотехнологичных предприятий, научных, образовательных и управленческих структур, предусмотреть ее обязательное использование при формировании госзаказа на подготовку научных работников высшей квалификации.
  2. Рекомендовать Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь обратить внимание на необходимость совершенствования нормативной базы, регламентирующей поступление и обучение аспирантов (в том числе и иностранных).
  3. Совету ректоров выйти с ходатайством в органы госуправления о внесе­нии в перечень лиц, которым начисляются доплаты за ученые степени и звания пенсионеров (в том числе неработающих), имеющих научный или научно-педагогический стаж более 20 лет.
  4. Министерству образования Республики Беларусь проработать вопрос об увеличении оплаты труда научных руководителей аспирантов (в том числе соискателей) и консуль­тантов докторантов.
  5. Совету ректоров обратиться с ходатайством в Правительство Республики Беларусь по вопросам увеличения:

5.1 заработной платы работающих в учреждениях образования кандидатов и докторов наук;

  1. стипендий обучающимся в системе послевузовского образования;
  2. финансирования научных исследований аспирантов и докторантов.
  1. Рекомендовать органам госуправления обратить внимание на целесообразность привлечения Совета ректоров к экспертизе важнейших документов, регламентирующих высшее и послевузовское образование.
  2. Рекомендовать учреждениям высшего образования введение в аспирантуре общеобразовательного курса «Организация диссертационных исследований аспирантов» (в том числе этические проблемы науки, авторское право, работа с современными электронными библиотеками, базами данных, и т.д.).

 

 

Заместитель председателя Республиканского совета ректоров

учреждений высшего образования, ректор БНТУ  

Б.М. Хрусталев

 

Ученый секретарь

Республиканского совета ректоров

высших учебных заведений, ректор РИВШ

М.И. Демчук