Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕШЕНИЕ № 1

26 декабря 2012 г.

г. Минск

Национальные и международные рейтинги

учреждений высшего образования и вхождение

в них вузов Республики Беларусь

Заслушав и обсудив доклад ректора Белорусского государственного университета академика Абламейко С.В. Президиум Республиканского совета ректоров отмечает следующее.

В настоящее время в мире наблюдается распространение рейтингов на сферу высшего образования. Рейтинг – это централизованное сравнение измеримых показателей учреждений высшего образования на основе данных, которые заимствуются из единообразных источников и по единым для данного рейтинга критериям. Появление мировых рейтингов образования обусловлено рядом причин – экономических, социально - политических, культурных и других.

С появлением рынка образовательных услуг в процессе оценки качества образования начинают участвовать различные группы:  студенты и их родители, предприниматели и бизнес, средства массовой информации, государственные структуры и, наконец, сами профессора и студенты. Этот процесс появления групп влияния на качество и содержание образовательного процесса стимулировал создание в учреждениях высшего образования систем управления качеством.
Методики мировых рейтингов позволяют сравнивать учреждения высшего образования на международном уровне. Высокие позиции вуза в рейтингах стимулируют привлечение на обучение иностранных граждан, способствуют росту экспорта образовательных услуг и получению международных грантов на научные исследования. Участие в мировых рейтингах дает дополнительные возможности интеграции вузов в мировое образовательное пространство, изучения опыта ведущих университетов, модернизации и более полной реализации научно-академического потенциала.

Виды рейтингов в образовании: рейтинги учреждений образования, рейтинги выпускников, рейтинги специальностей, рейтинги аспирантур, рейтинги вузовских библиотек и др. Различают четыре основные группы рейтингов.

Первую группу составляют традиционные рейтинги, которые основаны на оценке большого числа показателей деятельности университетов (индексы активности научных публикаций и цитирований, показатели ресурсного обеспечения, успешности карьеры выпускников и пр.). К их числу относятся Шанхайский – Academic Ranking of World Universities (ARWU), Тайваньский – Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities (PRSP) и др.
Вторую группу образуют репутационные рейтинги, основанные на обработке заключений экспертов, полученных в результате специальных опросов. К числу таковых относится только британский – World Reputation Rankings (WRR).

Третью группу составляют Интернет-рейтинги, которые основаны на показателях популярности университетских сайтов в Интернет-среде (видимость сайта, частота посещений, публикационная активность, число ссылок и др.). К таким относятся Webometrics (Web), World Universities Web Ranking (4ICU) и др.
Четвертую группу образуют смешанные или гибридные рейтинги, которые при составлении используют объединение параметров трех названных методологий. В настоящее время это, как правило, синтез традиционных и репутационных рейтингов. К их числу относятся Times Higher Education (THE), Quacquarelli Symonds (QS) и др.

В целях оценки эффективности работы учреждений образования Министерством образования Республики Беларусь 14.06.2012 утверждены «Критерии и показатели деятельности учреждений образования», которые можно рассматривать как первый этап введения национального рейтинга.

Действующие в настоящее время международные рейтинги в сфере высшего образования функционируют с начала предыдущего десятилетия. Вузы Беларуси принимают участие в международных рейтингах, начиная с 2006 года. В 2012 г. в рейтинге Webometrics приняло участие 51 научное и образовательное заведение Республики Беларусь. В рейтинге 4 international Colleges & Universities в 2012 году приняло участие 48 учреждений высшего образования Беларуси. В рейтинге научных публикаций Scimago в 2012 году приняло участие три белорусских учреждения: НАН Беларуси, БГУ, БГУИР. Единственный из белорусских вузов – БГУ ранжируется в мировых рейтингах QS и научно-исследовательском – URAR. В QS исследуются 2 тыс. университетов, ранжируется 700, БГУ в данном рейтинге в 2012 г. занимает 501 – 550 позицию.

В рейтинге Webometrics наблюдается положительная динамика в улучшении позиций белорусских вузов, однако не все имеющиеся резервы используются в полной мере.

Президиум Совета ректоров отмечает, что участие в международных рейтингах оказывает положительное воздействие на повышение имиджа и авторитета белорусских вузов в национальном и международном образовательном пространстве. Благодаря участию в международных рейтингах, белорусские высшие учебные заведения получили инструменты и возможность сравнения своих позиций на национальном и международном уровнях, стали более «видимыми» в мировых информационных сетях. Следует отметить недостаточную репрезентативную представленность публикаций белорусских ученых в англоязычных базах данных (Scopus, WEB of Knowledge), на которых основываются результаты большинства международных рейтингов, невысокую академическую мобильность студентов и сотрудников белорусских вузов, недостаточную открытость информационных, финансовых, материальных ресурсов, которыми располагают университеты. Нуждается в реорганизации система отечественных научных журналов с целью включения их в международные базы данных Scopus и Scimago с постепенным получением impact-фактора.

С учетом изложенного Президиум Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования решил:

  1. Одобрить практику участия белорусских учреждений высшего образования в международных рейтингах.
  2. Рекомендовать ректорам учреждений высшего образования принять меры по расширению участия и улучшению позиций в международных рейтингах, в этих целях:
2.1. Активизировать деятельность в международных информационных сетях, ассоциациях, проектах.
2.2. Развивать академическую мобильность научно-педагогических работников, аспирантов и студентов, стимулировать международные обмены студентами, аспирантами, преподавателями.
2.3. Создавать совместные с зарубежными партнерами научные лаборатории и центры, развивать интернациональное партнерство в совместных исследованиях и публикациях.
2.4. Проводить работу по привлечению иностранных граждан на учебу и для научно-педагогической деятельности.
2.5.  Создавать версии своих сайтов на иностранных языках с учетом потенциальных зарубежных потребителей оказываемых образовательных услуг и выпускаемой научно-технической продукции.
2.6. Внедрить в вузах систему оценки эффективности НИР и материального стимулирования сотрудников по международным признанным критериям (h-фактор ученого в Scopus, суммарный импакт-фактор журналов, в которых опубликованы статьи ученых.
2.7. Ввести на сайтах с открытым доступом персональные страницы научно-педагогических работников на русском и английском языках, содержащие списки их научных публикаций, основные публикации или их резюме со ссылками на журналы.
2.8. Размещать в электронной библиотеке вуза издаваемую учебную, учебно-методическую и научную литературу, включая периодические издания и труды проведенных на базе вуза научных конференций.
2.9. Стимулировать публикации научных статей сотрудниками вуза в журналах с высоким импакт-фактором, включенных в базы данных Scopus и WEB of Knowledge.
2.10. Совершенствовать взаимодействие вузов с международными рейтинговыми агентствами посредством следующих мероприятий:
- приглашение их экспертов в Республику Беларусь;
- своевременное предоставление статистической информации в международные базы данных;
- информационные презентации достижений белорусских вузов посредством сайтов, в энциклопедии Wikipedia.
2.11. Формировать при необходимости группы международных экспертов, способных дать авторитетную оценку деятельности университета.
  1. Ходатайствовать перед Министерством образования Республики Беларусь об изыскании средств для централизованной подписки на базы данных научных публикаций Scopus и WEB of Knowledge с предоставлением возможностей их использования всеми вузами страны.
  2. Руководителям учреждений высшего образования Республики Беларусь, участвующих в международных рейтингах, обобщить накопленный опыт для распространения его на другие вузы, подготовить и провести в 2013 году на базе Республиканского института высшей школы семинар по разработке стратегии, направленной на улучшение позиций белорусских вузов в международных рейтингах.
  3. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь рассмотреть вопрос о введении национального рейтинга учреждений высшего образования с учетом профилей подготовки специалистов и сравнимости показателей.

 

 

 

 

Заместитель председателя Республиканского совета ректоров

учреждений высшего образования, ректор БНТУ  

Б.М. Хрусталев

 

 

 

Ученый секретарь

Республиканского совета ректоров

высших учебных заведений, ректор РИВШ

М.И. Демчук