Решения совета
ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА
РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

РЕШЕНИЕ № 1

24 февраля 2011 г.
г. Минск

 
 О содержании обучения на второй ступени высшего образования в вузах Республики Беларусь и внесении необходимых изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

Президиум Республиканского совета ректоров отмечает, что усилия государства, направленные на формирование национальной концепции развития образования, учитывают, с одной стороны, современные тенденции европейского и глобального образовательных процессов, а с другой  отражают стремление сохранить свои особенности и максимально удовлетворить  потребности общества. Кроме того, потенциал магистратуры может способствовать решению ряда важных проблем социально-экономического развития Беларуси.
Принятие Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», законодательно регламентировавшего введение практико-ориентированной магистратуры, актуализировало проблему подготовки кадров высшей квалификации на второй ступени высшего образования в вузах республики.
Подготовка в магистратуре является ступенью вузовского образования и, соответственно, ее деятельность определяется нормативными документами, регламентирующими обучение студентов в вузе.
В настоящее время изменился подход к содержанию образовательного процесса на второй ступени высшего образования. Если ранее обучение в магистратуре предполагало только формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, то с введением в действие Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» на второй ступени будут реализовываться две образовательные программы: 1) формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра наук; 2) с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра соответствующей отрасли знаний.
Магистратура представляет собой не только более высокий, но и качественно иной уровень обучения относительно высшего образования первой ступени.
Магистерские образовательные программы основываются на знаниях и умениях, приобретенных на предыдущем уровне, и развивают их. Это касается как сложности, так и современности знаний. Магистерские программы призваны развивать навыки более высокого порядка, чем те, которые были сформированы на базовом уровне, особенно навыки решения проблем реального сектора национальной экономики. Они должны способствовать формированию более глубокого понимания этих проблем и более зрелых критических способностей.

РЕШИЛИ:
1. Считать целесообразным начать подготовку магистрантов в 2011/2012 учебном году по образовательным программам высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой  специалистов, обеспечивающим получение степени магистра, с 15.09.2011 года.
2. Рекомендовать УМО вузов Республики Беларусь по направлениям при разработке образовательных программ, регламентирующих обучение на второй ступени высшего образования с углубленной подготовкой специалистов исходить из того, что срок обучения составляет, как правило:
1-2 года – по очной форме получения образования;
2 года – по заочной форме получения образования;
2 года – для обучения иностранных граждан.
Уточненные сроки обучения в магистратуре с углубленной подготовкой специалистов определять УМО вузов Республики Беларусь по каждому направлению подготовки.
3. Считать целесообразным предоставить обучающимся по образовательным программам второй ступени высшего образования с углубленной подготовкой специалистов возможность факультативного, на платной основе, изучения дисциплин кандидатского минимума с целью последующей сдачи соответствующих кандидатских экзаменов.
4. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь обсудить с Министерством труда и социальной защиты внесение изменений и дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006–2009 «Профессии рабочих и должности служащих», предоставляющих выпускникам магистратуры с углубленной подготовкой специалистов право занимать должности на 1-2 разряда выше в сравнении с выпускниками первой ступени высшего образования. (Срок: до 01.01.2012 года).
5. Рекомендовать Государственному учреждению образования «Республиканский институт высшей школы» (М.И. Демчук):
5.1. организовать внесение соответствующих изменений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» в части редакции наименования элементов подсистемы специальностей второй ступени высшего образования: изменить наименование группы специальностей 26 81 «Инновационная деятельность» на «Инновационная деятельность (углубленная подготовка специалиста)»;
5.2. организовать внесение в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» специальностей магистратуры с углубленной подготовкой специалистов, как новых, ориентированных на инновационную деятельность специалиста, так и соответствующих специальностям подготовки на первой ступени высшего образования. Введение новых наименований специальностей магистратуры с углубленной подготовкой специалистов должно быть инициировано вузами по согласованию с УМО и работодателями, исходя из реальных потребностей отраслей национальной экономики, и сопровождаться аргументированным обоснованием.
5.3 при введении в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»  новых специальностей магистратуры с углубленной подготовкой специалистов установить рекомендуемый код профиля, направления образования, группы специальностей или специальности первой ступени высшего образования, позволяющий претендовать на получение высшего образования второй ступени (магистратуры) с углубленной подготовкой специалистов;
5.4. наименование степеней магистра – выпускника магистратуры с углубленной подготовкой специалиста соотносить с наименованием специальности, а не отрасли науки;
5.5. при разработке типовой учебно-программной документации образовательных программ высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов предусматривать изучение, как правило, специальных дисциплин. Наличие в учебных планах дисциплин социально-гуманитарного блока должно быть регламентировано решением УМО вузов Республики Беларусь по соответствующему направлению подготовки (группе специальностей);
5.6. изучить целесообразность включения в блок «Специальные дисциплины» типовой учебно-программной документации образовательных программ высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов факультативной дисциплины «Иностранный язык. Профессиональная лексика»;
5.7. при разработке типовой учебно-программной документации образовательных программ высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалистов предусмотреть возможность предоставления вузу права на определение целесообразности проведения практики в рамках реализации в данном вузе соответствующей образовательной программы высшего образования второй ступени с углубленной подготовкой специалиста;
5.8. обеспечить разработку комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру приема и определяющих процесс обучения на второй ступени высшего образования.

 

Председатель
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений,
ректор БГЭУ                                                                                                   В.Н. Шимов

 

Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений,
ректор РИВШ                                                                                                    М.И. Демчук