Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕШЕНИЕ №1

 

18 декабря 2014 г.

г. Минск

 

Состояние и перспективы обеспечения учреждений высшего образования научно-педагогическими кадрами высшей квалификации

 

В настоящее время в учреждениях высшего образования наблюдаются значительные трудности, связанные с привлечением и закреплением работников из числа профессорско-преподавательского состава. Молодые специалисты, закончившие обучение по образовательным программам высшего образования, работе в учреждении высшего образования предпочитают трудоустройство в других отраслях и секторах экономики. Это касается практически всех высших заведений страны.

В результате во многих учреждениях высшего образования наблюдается тенденция «старения» профессорско-преподавательского состава. Удельный вес работников старше 60 лет ежегодно увеличивается и в настоящее время составляет 23,5%, тогда как в 1995 году указанный показатель был на уровне 9%. Следует отметить, что наряду с изменением возрастного состава преподавателей высшей школы меняется их качественный состав: доля работников, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук, по сравнению с 1995 г., снизилась на 10 процентных пунктов.
В УВО всех форм собственности республики на постоянной основе в 2013/14 учебном году работали 23 274 человека. Из них: 10,2 тыс. докторов и кандидатов наук, что составляет 43 % от численности профессорско-преподавательского состава УВО. Анализ свидетельствует о снижении доли кандидатов и докторов наук в общей численности ППС.

Численность профессорско-преподавательского состава УВО в возрасте старше 65 лет, имеющих ученую степень кандидата наук, составляет 18,5%; ученую степень доктора наук – 44,6% (в 2012 г. – 18,0% и 43,2% соответственно).
В целях омоложения профессорско-преподавательского состава УВО в аспирантуру/докторантуру вузов республики в 2013 г. принято 851/51 чел., в том числе в УВО Министерства образования Республики Беларусь –  615/51 чел. (в 2012 г. − 677/22 чел.) Прием в аспирантуру учреждений образования Министерства образования Республики Беларусь в 2014 году снизился по сравнению с 2011 годом в 1,4 раза. Таким образом, очевидна тенденция снижения объемов подготовки. Серьезной проблемой остается защита аспирантами диссертаций в срок. Так, из закончивших в 2013 году 569 аспирантов с защитой закончили только 19 человек, что составляет 3,3%. Еще 73 человека закончили аспирантуру с предварительной экспертизой диссертации (12,8% к общему выпуску). Оценки показывают, что в течение 3-х лет после окончания аспирантуры еще примерно 15% аспирантов защищают диссертации. Таким образом, только около 30% защищают диссертации в течение 6 лет после поступления в аспирантуру.

Недостаточна мотивация ученых в научном руководстве аспирантами (особенно иностранными).
Анализ подготовки и аттестации научно-педагогических работников высшей квалификации в Республике Беларусь выявил следующие проблемы:
− система формирования государственного заказа на подготовку научно-педагогических работников высшей квалификации зависит непосредственно от субъективных представлений руководителя организации заказчика кадров;
− низкий уровень оплаты труда научных руководителей аспирантов (50 часов в год), что равно оплате за руководство двумя дипломниками;
− стипендии аспирантов и докторантов в несколько раз ниже, чем уровень средней заработной платы в Республике Беларусь, а по IT-специальностям (и некоторым другим) размер стипендий на порядок меньше, чем оплата труда в этой сфере;
− существуют проблемы с финансированием экспериментальных работ, изготовлением опытных образцов, приобретением расходных материалов для обучающихся;
− в законодательстве отсутствует единый подход относительно требований к уровню образования для лиц, поступающих в аспирантуру (Указом Президента РБ от 16 декабря 2013 г. N 560 возвращена существовавшая до 2011 года возможность поступления в аспирантуру без окончания магистратуры);
− отсутствует полнота правовой регламентации дополнительного этапа для утверждения тем докторских диссертаций, относящихся к прикладным направлениям исследований (расшифровка термина «прикладное направление исследования» отсутствует как в Указе Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 560, так и в Положении о порядке организации работы межведомственного экспертного совета по согласованию тем докторских диссертаций, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 13.03.2014 № 214);
− недостаточно полная регламентация образовательного процесса на послевузовском образовании для иностранных граждан как в части изучения русского языка (целесообразность обязательного изучения русского языка для иностранцев, которые будут обучаться на иностранных языках), так и в части продления срока нахождения на территории Республики Беларуси в целях завершения процедуры защиты диссертации (жесткая регламентация сроков обучения (3-4-5 лет) при обучении иностранных граждан приводит к тому, что приходится в отдельных случаях проводить процедуру зачисления два раза).
Многие из указанных проблем частично обусловлены неконкурентоспособным по сравнению с другими отраслями экономики уровнем заработной платы ППС.
По статистическим данным, в августе 2014 года средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава составила 5797,3 тыс. руб. В то же время в отдельных отраслях экономики средняя заработная плата сложилась на уровне 10975,6 тыс. руб. − в химической промышленности, 9869,3 тыс. руб. − при осуществлении финансовой деятельности, 16388,9 тыс. руб. − при осуществлении деятельности, связанной с вычислительной техникой.
Проведенный за ряд лет анализ соотношения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава к аналогичному показателю по республике свидетельствует о сформировавшейся тенденции его снижения. Так, если в 2010 г. удельный вес средней заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате по республике составлял 146%, то за 8 месяцев т.г. − 112,7%.
Кроме того, в связи с принятием отдельных решений по повышению уровня заработной платы педагогических работников, не затронувших учреждения высшего образования, нарушилась существовавшая ранее дифференциация в оплате труда педагогических работников высшей школы и других учреждений образования.

Так, например, разница между заработной платой старшего преподавателя УВО при стаже работы от 10 до 15 лет (3162,8 тыс. руб.)  меньше заработной платы воспитателя учреждения дошкольного образования, учителя школы, имеющих такой же стаж и высшую квалификационную категорию, на 1109,9 тыс. руб.(4272,7 тыс. руб.).

В целях сохранения и поддержания научно-педагогического потенциала УВО должна быть восстановлена существовавшая ранее дифференциация в оплате труда педагогических работников в зависимости уровня реализуемых образовательных программ. Для привлечения в учреждения высшего образования высококвалифицированных преподавателей уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава должен быть выше, чем заработная плата по стране в 1,5–2 раза (что соответствует мероприятиям Правительства Российской Федерации по повышению к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе).

С учетом вышеизложенного Президиум Республиканского Совета ректоров учреждений высшего образования РЕШИЛ:

1.Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:

1.1. Совместно с ГКНТ разработать комплексную научно обоснованную систему оценки потребности в научных работниках высшей квалификации для высокотехнологичных предприятий, научных, образовательных и управленческих структур, предусмотреть ее обязательное использование при формировании госзаказа на подготовку научных работников высшей квалификации;

1.2.Осуществить комплексный анализ правовой регламентации организации образовательного процесса на уровне послевузовского образования и выработать предложения по совершенствованию соответствующей нормативной правовой базы;

1.2.Обратиться с ходатайством в Правительство Республики Беларусь по вопросам увеличения в ближайшей перспективе:
- заработной платы профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;
- стипендий обучающимся в системе послевузовского образования;
- финансирования научных исследований аспирантов и докторантов;
- оплаты труда научных руководителей аспирантов (в том числе соискателей) и консультантов докторантов;
- пенсионного обеспечения высококвалифицированных преподавателей (докторов наук, профессоров) вузов.

 

2. Рекомендовать Республиканскому институту высшей школы:

 

2.1.Организовать систему целевых курсов и семинаров руководящих работников, работников отделов аспирантур и методических служб, профессорско-преподавательского состава по вопросам подготовки и аттестации научно-педагогических работников высшей квалификации.

 

3. Рекомендовать ректорам учреждений высшего образования:

3.1. Существенно повысить результативность обучения в аспирантуре и докторантуре, доведя к 2018 г. защиту аспирантами и докторантами диссертаций в срок и с предварительной их экспертизой до 40%, защиту диссертаций в течение 3-х лет после окончания обучения – до 45%. 

Председатель   
Республиканского Совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор БГЭУ  
    В.Н. Шимов

                                                                            

Ученый секретарь
Республиканского Совета ректоров
учреждений высшего образования,
ректор РИВШ   
В.А. Гайсёнок