Решения совета

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ

РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

РЕШЕНИЕ

 

20 ноября 2009 г . № 1

г. Минск

УО «БГУИР»

 

 

Об участии бизнес-сообщества Беларуси в
образовательной политике государства
(бизнес-сообщества Беларуси и их участие
в образовательном процессе, сотрудничество
вузов и нанимателей, участие бизнес-сообществ
и работодателей в формировании модели выпускника вуза,
участие бизнес-сообществ в формировании и обучении
резерва кадров); развитие баз учебных практик

 

 

Заслушав и обсудив доклад ректора Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (далее БГУИР) Батуры М. П., Республиканский совет ректоров отмечает следующее.

Бизнес-сообщество Республики Беларусь вносит определенный вклад в практико-ориентированную подготовку специалистов:

1. Создавая совместные учебно-научные лаборатории. В этих лабораториях, оснащенных современной техникой и программным обеспечением, проводятся как плановые учебные занятия, так и специализированные тренинги компаний, совместно с которыми они открыты, что существенно способствует повышению уровня подготовки специалистов. Данный вид деятельности организаций и средства, вкладываемые ими в образование, полностью окупаются. Организация имеет возможность осуществить отбор лучших выпускников, привлекая к работе уже с младших курсов, обеспечивает закрепление их на длительное время в организации и минимизирует время на адаптацию.

2. Оказывая безвозмездную финансовую помощь.

3. Обеспечивая финансовую и материальную поддержку акций, проводимых университетами (спортивных, культурно-массовых), олимпиадного движения.

4. Способствуя закреплению молодых кадров в университетах за счет возможности их привлечения к выполнению проектов и хоздоговорных НИР, выполняемых организациями бизнес-сообщества.

Несмотря на безусловную обоюдную пользу от сотрудничества вузов и бизнес-сообщества, существуют и серьезные факторы, сдерживающие его дальнейшее развитие.

Часть работодателей не осознаёт и не просчитывает выгоды от активного, заинтересованного участия в учебном процессе, укреплении его практической составляющей. Вузам необходимо проявлять инициативу для установления взаимовыгодных договорных отношений с потенциальными потребителями кадров, которые они готовят.

Организация совместных учебно-научных лабораторий с резидентами Парка высоких технологий и другими иностранными и частными предприятиями дает положительные результаты в подготовке специалистов. Однако развитие этого направления требует совершенствования системы распределения выпускников в части уравнивания прав с государственными предприятиями на распределение специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств.

Планы приема в учреждения образования зачастую не учитывают реальную потребность в специалистах частного сектора экономики в силу отсутствия соответствующих заявок на подготовку, ориентацией многих частных фирм на специалистов со стажем работы.

Вузы республики испытывают определенные трудности при организации и проведении практик студентов:

1. Снижение заинтересованности предприятий и организаций в предоставлении мест практики студентам, что влечет за собой исключение из договоров о сотрудничестве студентов заочной формы обучения всех специальностей.

2. На некоторых предприятиях затруднен доступ студентам экономических специальностей к информации и данным финансовой и бухгалтерской отчетности.

3. Необходима корректировка постановления от 4 декабря 2008 г ., № 1862 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» по вопросу оплаты труда работников организаций за руководство производственной практикой студентов высших учебных заведений (оплату производить из расчета на 1 студента);

С учетом вышеизложенного, Республиканский совет ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:

1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:

1.1. Осуществить совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей создание и функционирование у чебно-научных лабораторий (центров, объединений и т.п.), формируемых бизнес-сообществами на базе учреждений образования.

1.2. Выйти с ходатайством в Совет Министров Республики Беларусь по вопросам:

1.2.1. М атериального стимулирования субъектов хозяйствования, создающих учебно-производственные объединения с вузами для улучшения практической подготовки студентов.

1.2.2.С овершенствования существующей системы распределения выпускников в части уравнивания прав организаций частной формы собственности с государственными организациями в приеме на работу специалистов, получивших образование за счет бюджетных средств.

1.3.Осуществить комплекс мероприятий по улучшению организации практики студентов:

1.3.1. Инициировать корректировку постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г ., № 1862 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»: изложить часть 2 п. 29 в следующей редакции: «Оплата труда работников организаций за руководство производственной практикой студентов, обучающихся за счет средств республиканского бюджета по специальностям педагогического профиля, и преддипломной практикой студентов, проводимой для подготовки материалов к дипломному проекту (работе), производится высшими учебными заведениями из средств республиканского бюджета; обучающихся на платной основе - из средств, полученных высшими учебными заведениями от приносящей доходы деятельности».

1.3.2. Выйти с ходатайством в Министерство промышленности и Министерство энергетики Республики Беларусь о закреплении за вузами страны конкретных организаций в качестве баз практики студентов (в первую очередь предприятий энергетики и машиностроения).

1.3.3. Разработать и утвердить положение о базовом предприятии (организации) для прохождения студентами учебных, производственных и преддипломных практик, в котором предусмотреть порядок предоставления рабочих мест, оплату труда руководителей практики, условия проживания студентов и др.

1.4. Активнее привлекать наиболее значимые бизнес-сообщества Республики Беларусь (Совет по предпринимательству при Президенте Республики Беларусь и др.) к разработке государственной политики в области образования.

1.5. Создать на официальном сайте Министерства страницу для размещения публикаций по проблемам формирования модели современного специалиста. На странице «Информация для нанимателей» предусмотреть возможность размещения субъектами хозяйствования информации о приглашении студентов на производственную практику и об имеющихся в организациях вакансиях для выпускников вузов.

1.6. Рассмотреть вопрос о создании Республиканского фонда поддержки образования и науки за счет средств спонсорской помощи бизнес-сообщества Республики Беларусь, предусмотрев выделение государственных преференций организациям и фирмам, принимающим в этом участие.

1.7. Организовать проведение совместной конференции (круглого стола) вузов и бизнес-сообщества Республики Беларусь по обозначенной теме.

1.8. Рассмотреть возможность создания хозрасчетных кадровых агентств при ведущих вузах страны.

2. Рекомендовать ректорам вузов:

2.1. Интенсивнее вовлекать бизнес-сообщества в образовательный процесс. Создавать совместные учебно-научные объединения.

2.2. Постоянно задействовать бизнес-сообщества для формирования и корректировки модели специалиста, расширяя их участие в анализе, рецензировании, согласовании образовательных стандартов, учебных планов и программ, в работе учебно-методических объединений.

2.3. Привлекать бизнес-сообщества к формированию и обучению резерва кадров.

2.4. Задействовать бизнес-сообщества в формировании баз практик.

2.5. Активизировать работу по укреплению бизнес-сообществами материально-технической базы учреждений образования посредством оказания финансовой (спонсорской) помощи.

2.6. Инициировать работу по финансовой и материальной поддержке бизнес-сообществами акций, проводимых учреждениями образования (спортивных, культурно-массовых), олимпиадного движения.

2.7. Способствовать закреплению молодых кадров в вузах за счет возможности их привлечения к выполнению проектов и хоздоговорных НИР, выполняемых организациями бизнес-сообщества.

2.8. Активизировать работу ассоциаций выпускников вузов, организовать социологические опросы выпускников об адекватности их подготовки требованиям современной инновационной экономики.

 

 

 

Председатель

Республиканского совета ректоров

высших учебных заведений,

ректор Учреждения образования

«Белорусский государственный

экономический университет» В. Н. Шимов

 

 

 

Ученый секретарь,

ректор Государственного учреждения

образования «Республиканский институт

высшей школы» М. И. Демчук