Решения совета
ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА
PEKTOPОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

РЕШЕНИЕ № 1

15 сентября 2011 г. Минск

О выполнении протокола поручений Президента Республики Беларусь,

данных на совещании педагогического актива страны 29 августа 2011 г.

 

Президиум Республиканского совета ректоров отмечает актуальность и своевременность рассмотренных 29 августа 2011 г. на совещании педагогического актива страны с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко основополагающих вопросов инновационного развития национальной высшей школы. Решение задач, поставленных Главой государства, позволит придать работе высшей школы четкий системный характер, внести новый импульс в функционирование системы высшего образования, обозначить перспективы ее дальнейшего развития.

Благодаря принятию Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 гг. национальная высшая школа развивается планомерно и стабильно. Получила дальнейшее развитие система своевременной корректировки объемов и структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом приоритетных направлений развития отраслей экономики. Контрольные цифры приема в государственные вузы на дневную форму обучения за счет средств республиканского бюджета с 2011-2012 учебного года формируются с учетом потребности в специалистах отраслей экономики и социальной сферы и демографической ситуации в стране. С целью повышения качества подготовки специалистов в заочной форме получения образования в Государственной программе предусмотрено поэтапное уменьшение приема обучающихся на условиях оплаты с 24608 человек в 2011 году до 22861 человек в 2015 году. Планируется внесение изменений в законодательство, устанавливающих норму о приеме и обучении в заочной форме на условиях оплаты граждан, занимающихся трудовой деятельностью.

В результате планируемой работы к 2014 году значительно оптимизируется структура подготовки специалистов. Необходимым условием структурной перестройки объемов подготовки специалистов с высшим образованием является дифференциация сроков обучения и оптимизация социально-гуманитарных и непрофильных дисциплин.
Реализация Программы перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров № 755 от 6 июля 2005 г., позволила впервые перейти к сокращенным срокам подготовки по отдельным специальностям высшего образования: для 14% специальностей срок обучения составил 4 года, для 7 % - 4,5 года, для 76 % - 5 лет и для 3 % - 5,5 и 6 лет.

Тщательная инвентаризация имеющихся учебных планов и программ, пересмотр их содержания в целях исключения дисциплин, не оказывающих существенного влияния на качество подготовки специалиста, оптимизация межпредметных связей позволили уменьшить сроки обучения, оптимизировать содержание образования, сократить объемы бюджетного финансирования в этой сфере.

Наиболее существенной корректировке подвергся цикл социально- гуманитарных дисциплин, который согласно Макету образовательного стандарта высшего образования первой ступени, стал составлять 14-16% от общего количества аудиторных часов. Перечень социально-гуманитарных дисциплин определен образовательным стандартом РД РБ 02100.5.227-2006 «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин», который был утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2006 г. № 89. Вместе с тем в образовательных стандартах нового поколения по всем специальностям первой ступени высшего образования имеется ряд дисциплин, введенных различными письмами, приказами и постановлениями. В результате, объем дисциплин социально-гуманитарного цикла (без учета физической культуры) и непрофильных дисциплин составляет 800-900 аудиторных часов, что практически эквивалентно 2 семестрам или 1 году обучения.
Продолжается работа по институциональному развитию образования и науки. Созданы условия для появления модельного ряда разнообразных интегрированных структур, призванных обеспечить достижение высокого уровня и опережающий характер подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по перспективным направлениям науки и технологий, улучшение качества образования и эффективности научных исследований. Осуществляется формирование университетов как центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при учреждениях высшего образования субъектов инновационной структуры, насчитывающих в настоящее время 30 инновационных подразделений, включая 3 технопарка.

На фоне высоких темпов развития национальной высшей школы, растущего внутреннего рынка образовательных услуг, доля Беларуси в международном рынке образовательных услуг практически не растет (0,018%). Количество иностранных студентов обучающихся в Республике Беларусь за период с 2005 года выросло практически в три раза и приблизилось к 10,5 тыс. человек. Однако это составляет лишь 2,3% от общего числа студентов в Республике Беларусь. Следует отметить, что в странах лидерах в сфере экспорта образовательных услуг этот показатель значительно выше.

В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, данных на совещании педагогического актива страны 29 августа 2011 года, и в соответствии с задачами построения экономики, основанной на знаниях, необходимо продолжить дальнейшую работу по структурной перестройке объемов подготовки специалистов с высшим образованием и устранению дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий, дифференциации сроков получения высшего образования первой ступени посредством оптимизации социально-гуманитарных и непрофильных дисциплин, интеграции науки, образования и производства, расширению экспорта образовательных услуг.

РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:
1.1. ходатайствовать перед Советом Министров Республики Беларусь об определении Министерства труда и социальной защиты головным республиканским органом, определяющим перспективную потребность в кадрах для экономики и социальной сферы страны;
1.2. осуществлять процесс регулирования перечня специальностей подготовки и переподготовки кадров при выдаче (продлении сроков, внесении изменений и дополнений) специальных разрешений (лицензий) на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с перспективной потребностью в кадрах для отраслей национальной экономики и социальной сферы;
1.3. расширить практику реализации образовательных программ высшего образования, интегрированных с образовательными программами среднего специального образования;
1.4. установить с 2012/2013 учебного года минимальный предел положительных баллов по предметам централизованного тестирования для допуска к участию в конкурсе на получение высшего образования;
1.5. рассмотреть вопрос об исключении льготных условий для граждан при поступлении на образовательные программы высшего образования, и перенесении отдельных социально-ориентированных льгот в период получения высшего образования;
1.6. исключить из процесса обучения в высшей школе мероприятия, не связанные с освоением соответствующих образовательных программ высшего образования;
1.7. разработать план мероприятий по дальнейшей дифференциации сроков обучения на первой ступени высшего образования с учетом результатов обсуждения с педагогическим сообществом;
1.8. рассмотреть целесообразность создания экспериментального учебно- научно-производственного комплекса для апробации национальной модели университета будущего, с обучением на двух ступенях по образовательным программам, максимально адаптированным к требованиям международных стандартов;
1.9. обеспечить присоединение Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования;
1.10. ходатайствовать перед Советом Министров Республики Беларусь об упрощении таможенных и регистрационных процедур для иностранных граждан, приезжающих на обучение в учреждения образования Республики Беларусь, в том числе об отмене взимания платы за оформление временного проживания для обучающихся – граждан Российской Федерации;
1.11. завершить создание республиканского центра, занимающегося вопросами содействия экспорта образовательных услуг и академическому обмену преподавателями и студентами, имеющему институциональную и финансовую поддержку государства;
1.12. изучить возможность создания за рубежом сети межвузовских представительств, дилерских центров, прежде всего на базе белорусских культурных центров, обеспечивающих набор, а в отдельных странах и предварительную подготовку для обучения в белорусских учреждениях образования;
1.13. рассмотреть вопрос о введении двойного принципа зачисления граждан государств-участников ЕврАзЭС при поступлении в учреждения образования Республики Беларусь на платную форму обучения, предусмотрев сохранение действующих правил и введение правил, распространяющихся сегодня на иностранных граждан из других стран;
1.14. разработать систему мер по предоставлению государственных стипендий и грантов для талантливых иностранных студентов.

2. Учебно-методическим объединениям учреждений высшего образования Республики Беларусь по профилям образования, направлениям образования, специальностям (далее — УМО):
2.1. совместно с руководителями учреждений высшего образования внести предложения по дифференцированным сроком подготовки закрепленных за УМО специальностям и по графику перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием по соответствующим специальностям. Отдельно внести предложения о сроках получения второго и последующего высшего образования.
Срок исполнения – до 01.05.2012 г.;
2.2. провести сравнительный анализ национальных и иностранных образовательных программ высшего образования первой ступени по соответствующим (сходным) специальностям (направлениям образования) и подготовить предложения по их адаптации к требованиям международных аккредитационных агентств.
Срок исполнения – до 01.03.2012 г.;
2.3. внести предложения по перечню учебных дисциплин, где целесообразно увеличение доли самостоятельной работы студентов до 50% учебного времени.
Срок исполнения – до 01.02.2012 г.;
2.4. по итогам пересмотра учебных программ по учебным дисциплинам внести предложения по сокращению количества и объемов непрофильных дисциплин в структуре подготовки специалистов с высшим образованием или исключению их из учебных планов, переносе в разряд факультативов в учреждении высшего образования или в выпускной класс общеобразовательной школы.
Срок исполнения – до 01.03.2012 г.;
2.5. совместно с руководителями учреждений высшего образования осуществить мониторинг выпускников учреждений высшего образования, имеющих 3-х летний стаж профессиональной деятельности в целях определения перечня минимально востребованных в профессиональной деятельности учебных дисциплин.
Срок исполнения – до 01.03.2012 г.;
2.6. провести совместное заседание УМО в целях согласования общих подходов к дифференциации сроков получения высшего образования и интеграции науки, образования и производства.
Срок исполнения – до 01.02.2012 г.;
2.7. внести предложения о сроках и организации производственной практики обучающихся.
Срок исполнения – до 01.01.2012 г.;
2.7. развивать совместные образовательные программы или образовательные программы «двойных» дипломов.

3. Республиканскому институту высшей школы (М.И. Демчук):
3.1. внести предложения по введению профессиональных стандартов, разрабатываемых заказчиками кадров, как основы для формирования соответствующих образовательных стандартов.
Срок исполнения – до 01.03.2012 г.;
3.2. проанализировать мировую практику формирования общеобразовательного компонента образовательных программ высшего образования и внести предложения по структуре образовательного стандарта высшего образования и объемам соответствующих циклов учебных дисциплин.
Срок исполнения – до 01.05.2012 г.;
3.3. организовать разработку научно-методического обеспечения перехода на новое (третье) поколение образовательных стандартов высшего образования.
Срок исполнения – до 01.09.2012 г.;
3.4. разработать Положение о самостоятельной работе студентов.
Срок исполнения - до 01.04.2012 г.;
3.5. организовать систему целевых курсов и семинаров руководящих работников, работников методических служб и профессорско- преподавательского состава по вопросам перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в 2012 году и последующие годы.
Срок исполнения – с 01.09.2012 г.;
3.6. внести предложения по механизмам стимулирования предприятий и организаций в сотрудничестве в организации образовательного процесса с учреждениями высшего образования.
Срок исполнения – до 01.09.2012 г.;
3.7. внести предложения по установлению оптимальных норм нагрузки педагогических работников.
Срок исполнения – до 01.07.2012 г.;
3.8. внести предложения о нормативном правовом обеспечении включенного обучения иностранных граждан (академическая мобильность) в учреждениях высшего образования Республики Беларусь.
Срок исполнения – до 01.04.2012 г.;
3.9. организовать исследование принципов составления рейтингов учреждений высшего образования и научных организаций с целью разработки мероприятий по повышению позиций учреждений образования в международных рейтингах.
Срок исполнения – с 01.01.2012 г.

 

Председатель
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений, ректор БГЭУ                          В.Н. Шимов

Ученый секретарь
Республиканского совета ректоров
высших учебных заведений, ректор РИВШ                       М.И. Демчук