Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

РЕШЕНИЕ

 

9 ноября 2006 г.        № 4

г. Минск

 

 

Об итогах работы по оптимизации

структуры специальностей 

по ступеням обучения,

внесению изменений в

общегосударственный классификатор

Республики Беларусь

«Специальности и квалификации»

 

 

Заслушав и обсудив доклад Демчука М.И., ректора Республиканского института высшей школы (далее — РИВШ), Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений отмечает, что начиная с 2002-2003 учебного года, в учреждениях образования Республики Беларусь внедрена система специальностей и квалификаций основного образования (высшего, среднего специального и профессионально-технического), нормативно представленная в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 «Специальности и квалификации». Посредством ОКРБ 011-2001 решается задача формирования единой государственной политики качества профессионального образования в части прогнозирования, планирования и регулирования номенклатуры, количества специалистов и качества их подготовки в соответствии с текущими и перспективными потребностями сферы труда и общества в целом.

В рамках Изменения № 4 впервые (в 2004 году) в ОКРБ 011-2001 введены специальности и квалификации переподготовки кадров на уровнях высшего и среднего специального образования. Создана система специальностей и квалификаций основного и дополнительного образования на единых принципах классификации и кодирования.

В рамках Изменения № 7 разработан проект системы специальностей и квалификаций двухступенчатого высшего образования с целью выполнения распоряжения Президента Республики Беларусь об открытии в нашей стране магистратуры, ориентированной на подготовку работников высшей научной квалификации. Разработан проект системы специальностей второй ступени высшего образования (магистратуры) как подсистемы специальностей основного и дополнительного образования. Проект в течение месяца был обсужден, доработан и согласован с представителями всех Учебно-методических объединений вузов республики (проведено 25 заседаний УМО в течение января-февраля 2006 г.). Специальности магистратуры ориентированы на подготовку магистров к поступлению в аспирантуру. Соответственно наименования этих специальностей и формулировка магистерских степеней максимально приближены к Номенклатуре научных специальностей ВАК.

Однако на этапе согласования проекта Изменения № 7 руководители  Министерства труда и социальной защиты отметили отсутствие нормативной правовой базы для второй ступени высшего образования, выразив несогласие с введением специальностей магистратуры в ОКРБ 011-2001. Принято компромиссное решение: специальности магистратуры введены в действие отдельным Перечнем, но классифицированы и кодированы на основе структуры классификатора.

Два раза в год в ОКРБ 011 – 2001 вносятся изменения и дополнения по предложениям органов государственного управления и учреждений образования. Однако установленный порядок внесения изменений предполагает совершение данного действия только 1 раз в год (см. совместный приказ Министра образования Республики Беларусь и Председателя Госстандарта Республики Беларусь от 01. 02. 1999 г., № 38/22 «Об утверждении руководящего документа Республики Беларусь «ЕСКК ТЭСИ Республики Беларусь. Порядок разработки и ведения Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации»» РД РБ 03180.500-99). При утверждении Изменений ОКРБ 011-2001 возникают проблемы на этапе согласования юридической службой Министерства образования.

Нормативно-правовой вакуум в отношении ОКРБ 011-2001 затрудняет решение вопросов его совершенствования и развития. Некоторую неопределенность внес недавно принятый Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», который исключил такую категорию документов как «руководящий документ Республики Беларусь» (РД РБ). Отсутствует в этом законе и понятие «Общегосударственный классификатор».

Требуется скорейшее решение вопроса создания иной нормативной базы ведения классификатора специальностей и квалификаций. Необходимо через постановление Совмина придать нашему классификатору определенный статус (по аналогии с классификатором «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2001), а за Министерством образования (и за конкретной головной организацией по стандартизации образования) закрепить полномочия по ведению ОКРБ 011-2001.

Проведенные специалистами РИВШ исследования позволили выявить серьезный дисбаланс между структурой подготовки квалифицированных кадров в Республике Беларусь и квалификационными требованиями к ним, которые определяются Министерством труда и социальной защиты без согласования с представителями системы образования. Так, например, по многим должностям служащих допускается принятие на работу специалистов, не имеющих специального образования (по специальности), имеющих любое высшее образование или любое высшее в рамках нескольких профилей образования, а также позволено занимать многие должности одновременно и выпускникам вузов, и выпускникам средних специальных учреждений образования.
Еще одним результатом исследований и наработок специалистов РИВШ является предложение о рассмотрении вопроса создания подсистемы специальностей магистратуры, ориентированных на практическое применение магистров в отраслях народного хозяйства. Проблема отсутствия достаточного обоснования для открытия в стране магистратуры практико-ориентированного характера сводится, по сути, к тому, что не предусмотрена «ниша» труда для выпускников 2-й ступени высшего образования. Тогда как во многих странах мира она определена. Разработано четкое теоретическое обоснование применимости магистров как лиц, способных к созданию и реализации новых норм деятельности, к разработке и внедрению инновационных идей, товаров, технологий и услуг.

С учетом вышеизложенного Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:

1. Рекомендовать Министерству образования Республики Беларусь:

1.1. с учетом изменившегося законодательства о стандартизации развернуть в течение 2007 года работу, в том числе научно-исследовательскую, по определению нормативно-правового статуса Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации» и разработке проекта нормативного правового акта, регламентирующего порядок его ведения. В соответствии с тем, что подготовка кадров охватывает все сферы экономической деятельности, ОКРБ 011-2001 должен приобрести свой статус на уровне Постановления Правительства Республики Беларусь по аналогии с Общегосударственным классификатором «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2001;

1.2. разработать и всесторонне обосновать подсистему специальностеймагистратуры практико-ориентированного назначения с выполнением соответствующего научно-педагогического исследования. Поддержать инициативу РИВШ об организации совместной деятельности с Министерством труда и социальной защиты по решению проблемы трудоустройства магистров на конкретных должностях;

1.3. выйти с предложением к Министру труда и социальной защиты Республики Беларусь о поэтапном решении вопросов соответствия квалификационных требований к должностям служащих и структуры подготовки специалистов двух уровней образования, а также магистров с обязательным участием УМО вузов и РИВШ в данной работе.