Решения совета

ПРЕЗИДИУМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

РЕШЕНИЕ

 

9 ноября 2006 г.        № 3

г. Минск

 

 

О роли журнала «Вышэйшая школа»

в информационном обеспечении

Программы перехода на

дифференцированные сроки обучения

 

 

Заслушав и обсудив доклад Дынич В.И, зам. главного редактора журнала «Вышэйшая школа», первого проректора Республиканского института высшей школы (далее — РИВШ), Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений отмечает, что эффективность программных мероприятий по переходу на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005–2010 годы немыслима без их системной информационно-разъяснительной, консультативной, пропагандистской поддержки. Эту работу по определению призван проводить и проводит журнал  «Вышэйшая школа» (далее — «ВШ»), в числе подписчиков которого абсолютное большинство высших и средних специальных учебных заведений республики.

Начало активному обсуждению на страницах «ВШ» научно-теоретических и практических  вопросов реализации Программы было положено специальным тематическим номером журнала (№6, 2005), подготовленным по инициативе и усилиями РИВШ.
Проведение в первом полугодии 2006 г. дополнительных мероприятий по совершенствованию редакционной политики в отношении сотрудничества с государственными органами, общественными организациями и учреждениями образования, а также включение журнала в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований позволили существенно повысить научный уровень, практическую значимость публикуемых материалов.

Каждый последующий номер журнала в 2006 г. посвящался отдельным ключевым аспектам модернизации отечественного высшего и среднего специального образования. Такой подход позволил всесторонне и обстоятельно рассмотреть вопросы  управления качеством в высшей школе, организации вузовской науки, информатизации образовательного пространства, совершенствования дополнительного профессионального образования и др.

С целью привлечь всех исполнителей к широкому и гласному обсуждению наиболее оптимальных путей, средств и методов реализации мероприятий Программы в журнале открыты новые рубрики «Дыспутант», «Інавацыі». На страницах рубрики «За радком нарматыва»  читатели имеют возможность  оперативно знакомиться  со всеми важнейшими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими материалами, касающимися данной проблематики.

О растущей популярности издания свидетельствует его почта. Постоянный объем материалов  редакционного портфеля сегодня  достаточен  для формирования нескольких номеров «ВШ».

Журнал, бесспорно, стал важным звеном в системе учебно-методического, информационного обеспечения Программы.
Следует, однако, признать, что масштабность задач, стоящих перед высшей школой, диктует необходимость совершенствования информационной политики ее ведомственного издания. Ощущается дефицит аналитических публикаций, посвященных широко дискуссируемым не только в профессиональной вузовской среде, но и в обществе проблемам реализации преобразований в высшей школе

Анализ редакционной почты, общение с авторами свидетельствуют, что  желаемая  обратная связь «ВШ» с его потенциальными читателями складывается медленно. Выносимые на страницы журнала важнейшие темы не получают должного резонанса, крайне редко становятся предметом дальнейшего обсуждения в учебных, учебно-методических  подразделениях вузов.
Причин видится несколько. Во-первых, активный постоянный диалог с преподавательской общественностью нередко затруднен потому, что журнал не всегда доступен для широкого круга читателей вузовских библиотек.  Так, в первом полугодии 2006 года 12 вузов подписывались лишь на один-два экземпляра журнала, что не может не сказываться негативно на эффективности проводимой информационной работы. Во-вторых, в вузах еще предстоит восстановить ранее существовавшую практику обсуждать проектные материалы, затрагивающие концептуальные вопросы развития системы образования, на заседаниях Ученых советов, научных и педагогических сообществ. В-третьих, в институтах повышения квалификации публикации журналов часто просто неизвестны, так как самостоятельно они журнал не выписывают. Для исправления ситуации открыта рублика «Журнал в журнале», в котором публикуются материалы, адресно направленные на совершенствование научно-методического и учебно-методического процесса в системе повышения квалификации.

С учетом вышеизложенного Президиум Республиканского совета ректоров высших учебных заведений РЕШИЛ:

1. Рекомендовать редакционной коллегии «ВШ»:

1.1. продолжить практику подготовки тематических выпусков журнала, посвященных важнейшим аспектам структурно-содержательных трансформаций отечественной высшей школы, акцентируя при этом внимание  на острых, дискуссируемых в педагогическом сообществе проблемах высшего образования;

1.2. разнообразить содержание публикаций рубрики «Скарбніца вопыту» размещением на ее страницах материалов, пропагандирующих позитивные результаты реализации  вузами мероприятий Программы;

1.3. усилить обратную связь журнала с читательскрй аудиторией; практиковать возвращение к подымаемым актуальным проблемам высшего образования, предоставлять возможность для полемических откликов, дискиссий;  рубрику «Працяг тэмы» в  журнале сделать регулярной;

2. Рекомендовать вузам:

2.1. проводить обсуждения публикуемых на страницах журнала наиболее важных, резонансных материалов на заседаниях кафедр,  учебно-методических, ученых советов всех уровней;

2.2. при планировании подписки на периодическую печать исходить из необходимости обеспечения возможности пользования журналом  «ВШ» каждым структурным подразделением вуза.