Информационная база / Нормативная государственная документация
 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

25 октября 2000 г. № 47

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2000 г. № 527 «О Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 41, 5/3015) Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Программу реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь.

Министр В. И. СТРАЖЕВ

СОГЛАСОВАНО
Министерство финансов Республики Беларусь
Министерство труда Республики Беларусь
Министерство экономики Республики Беларусь
Заместитель Министра А. И. Сверж
28.09.2000
Заместитель Министра Е. П. Колос
16.10.2000
Заместитель Министра Ю. И. Енин
09.10.2000

 

З а р е г и с т р и р о в а н о
в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь

08.11.2000 № 8/4352


 

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Приоритетные задачи развития педагогического образования и средства их решения
Глава 3. Социально-педагогические условия и механизмы преобразований в системе педагогического образования
Приложение

Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Программа реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (далее — Программа) разработана в целях реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь, одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2000 г. № 527.
2. Программа предполагает создание научно-организационных основ и механизмов дальнейшего развития педагогического образования в Республике Беларусь в новых социально-экономических условиях, а также совершенствование системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации.
3. В Программе определены приоритетные задачи развития педагогического образования на период до 2010 года, средства их достижения, социально-педагогические условия, механизмы и прогноз перспектив развития педагогического образования.
4. Реализация Программы предполагает осуществление координации информационного, правового, кадрового, организационного, материально-технического и финансового обеспечения, что позволяет оптимизировать деятельность всей образовательной системы и перевести ее на качественно новый уровень развития.

Глава 2. Приоритетные задачи развития педагогического образования и средства их решения
5. Приоритетными задачами развития педагогического образования и средствами их решения являются:

5.1. Совершенствование содержания образования и организации учебно- воспитательного процесса.
Средства достижения:
уточнение цели подготовки будущих педагогических работников с ориентацией на ценности процесса личностного и профессионального развития;
использование при отборе содержания педагогического образования следующих критериев: актуальности, фундаментальности, междисциплинарности, дифференциации и верифицируемости (проверяемости);
изложение содержания с опорой на взаимодополнительные структуры:
линейная, концентрическая, спиральная, фокусная и комбинированная;
проектирование технологии подготовки специалистов с учетом доминирования при интериоризации (процесс превращения внешнего во внутреннее) педагогической культуры логики научно-познавательного цикла, активных методов и форм обучения, рациональной самостоятельной работы студентов;
расширение применения новых интегрированных коммуникационных технологий в образовании, основанных на применении современных технических средств обучения и электронно-вычислительных машин;
развитие и создание новых учебно-научно-педагогических инфраструктур, предполагающих организацию учебного процесса как непрерывной научной, учебной и практической деятельности будущих педагогических работников;
введение в практику подготовки специалистов бессессионного, рейтингового контроля знаний, а также более широкое применение тестирования;
разработка нового спектра учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, которые будут адекватны новому видению педагогического образования;
совершенствование форм аттестации специалистов с ориентацией на создание педагогических и научных произведений (дипломная работа, педагогический проект, модель решения профессиональных задач и др.);
совершенствование содержания после вузовского образования педагогов на основе реализации принципа преемственности.

5.2. Укрепление связи педагогического образования с фундаментальной и прикладной наукой.
Средства достижения:
последовательная переориентация тематики научно-исследовательской деятельности педагогических учреждений на решение фундаментальных проблем, дальнейшее развитие прикладных исследований и разработок;
реорганизация в высшей педагогической школе научных и управленческих структурных подразделений (научных институтов, центров, научных лабораторий и введение штатных должностей научных сотрудников);
разработка и обеспечение реализации целевых научных проектов и программ, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию профессиональной подготовки, повышение ее качества, компьютерную и языковую подготовки, физическую культуру и укрепление здоровья студентов;
создание новых и развитие существующих научных школ, а также концентрация сил ученых на приоритетных направлениях развития педагогической науки с учетом региональных особенностей;
открытие советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по новым специальностям;
изменение статуса существующих научных и общественных подразделений (Белорусская академия образования, Педагогическое общество Республики Беларусь);
расширение масштабов международного сотрудничества, участия преподавателей, аспирантов и студентов в международных научных программах и проектах.

5.3. Совершенствование структуры подготовки и переподготовки специалистов.
Средства достижения:
разработка нового государственного классификатора специальностей педагогического профиля;
определение перспективных направлений подготовки педагогических кадров с учетом специфических потребностей регионов;
осуществление мониторинга педагогической системы, создание единой базы данных о педагогических кадрах республики;
стратегическое планирование подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру;
определение возможностей и перспектив переподготовки и переквалификации педагогических работников по отдельным специальностям на базе учебно-научных и методических подразделений высших профильных учебных заведений;
реализация принципа обязательности психолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров всех типов учебных заведений Республики Беларусь;
согласование учебных планов всех типов учебных заведений, готовящих педагогические кадры.

5.4. Формирование многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, оптимизация системы учреждений педагогического образования.
Средства достижения:
приоритетное развитие университетского педагогического образования с сохранением сектора специализированных вузов, колледжей и других типов учебных заведений;
государственное лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных педагогических программ независимо от типов учебных заведений, в том числе негосударственных;
обеспечение преемственности допрофессионального, среднего специального, высшего и последипломного педагогического образования;
развитие двухступенчатой многоуровневой структуры высшего педагогического образования, включающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, а при условии прохождения подготовки по программе бакалавриата соответствующего направления — академической степени бакалавра, а по программе магистратуры — магистра с ориентацией на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность;
интеграция системы педагогического образования в общую образовательную систему ближнего и дальнего зарубежья.

5.5. Совершенствование системы управления педагогическим образованием.
Средства достижения:
рассмотрение управления педагогическим образованием как управления инновационным процессом;
уточнение состава и структуры системы педагогического образования и оптимизация их функций;
определение соответствующих качественных и количественных показателей эффективности системы педагогического образования;
информатизация управления системой педагогического образования;
распространение психолого-педагогической культуры среди взрослого населения, молодежи и подрастающего поколения;
координация педагогического образования местными органами управления и самоуправления.

5.6. Финансовое и материально-техническое обеспечение проводимых преобразований.
Средства достижения:
определение требований к оснащению учебного заведения с учетом современных стандартов и обеспечение их обязательного выполнения;
расширение источников финансирования педагогического образования, использование в этих целях нетрадиционных подходов;
изучение возможностей перехода к нормативам бюджетного финансирования педагогического образования, соответствующим творческим профессиям;
развитие коммерческих отношений в сфере образовательных услуг и предложений;
создание условий для включения педагогического образования в систему интеллектуального рынка, формирование попечительских советов, проведение в республике целевых образовательных лотерей среди населения (не облагаемых налогом), привлечение средств и возможностей выпускников;
развитие инфраструктуры педагогического образования (открытие учебных лабораторий по педагогическим дисциплинам, создание музея образовательных технологий, открытие научно-методических и инновационных центров и др.).

5.7. Обеспечение социальной поддержки студентов, повышение престижа педагогического труда.
Средства достижения:
расширение возможностей получения молодежью высшего и среднего специального педагогического образования, особенно проживающей в сельской местности, а также в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной электрической станции;
разнообразие форм школьного образования с целью создания системы допрофессиональной педагогической подготовки, учитывающей региональные, социальные, национальные особенности различных групп молодежи;
переход на подготовку педагогических кадров более широкого социального диапазона, связанных с образовательным и воспитательным обслуживанием подрастающего поколения (учитель, преподаватель, психолог, социальный педагог, культуролог, валеолог, детская и юношеская журналистика, социальный работник);
подготовка предложений по социальной поддержке студентов педагогических учебных заведений путем предоставления им образовательных кредитов, временных рабочих мест с гибким трудовым режимом;
создание условий для закрепления педагогических кадров в сельской местности;
осуществление оплаты труда преподавателей, стимулирующей их профессиональное и личностное развитие;
рационализация организации труда преподавателей и научных работников (оптимизация нагрузки; создание рабочих офисов, оснащенных современными техническими средствами, и др.).

Глава 3. Социально-педагогические условия и механизмы преобразований в системе педагогического образования
6. Структурные изменения в системе педагогического образования объективно связаны с общими тенденциями преобразования внешней среды, сложнейшими процессами, происходящими в социально-экономической, духовной жизни общества. Кроме того, система педагогического образования, являясь частью высшего образования Республики Беларусь, постепенно приобретает черты динамически развивающейся, саморегулируемой системы, где субъект-субъектные отношения становятся нормой жизни каждого преподавательского и студенческого коллективов.
В соответствии с Концепцией развития высшего образования в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 1998 г. № 1637 «О Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 30, ст. 779), педагогическое образование формируется в рамках трех уровней: допрофессиональный, базовый, последипломный.
Вся практическая деятельность по подготовке учителя организуется в соответствии с профессиограммой (квалификационной характеристикой), а в дальнейшем акмеограммой, при этом каждый этап формирования личности учителя отличается своим содержанием, методами и формой организации.
В допрофессиональной подготовке, прежде всего, достигается глубокая дифференциация и индивидуализация образовательных программ, соответствующих широте и многообразию социального заказа системе современного педагогического образования. Центральное звено допрофессионального педагогического образования — педагогическая гимназия, педагогический класс, факультет допрофессиональной подготовки, финансируемые региональными и местными бюджетами. Их деятельность является гибкой и отвечает интересам конкретного региона республики. Предметом особой заботы становится практика соединения допрофессионального и профессионального образования, в том числе пути и условия перехода будущего специалиста с первой ступени на вторую.
Педагогические коллективы ориентируются на комплексные формы педагогической профориентации, в содержание которых входит формирование направленности личности: интересов, склонностей, мотивов деятельности, ценностных представлений о будущей профессии, педагогического мышления. Создаются условия для выявления и дальнейшего развития способностей школьников к педагогической деятельности, формирования элементарных общепедагогических умений и навыков. Развитие профессионально- педагогического интереса и педагогических склонностей подкрепляется успехами в практической работе с детьми. Привлечению способной молодежи в педагогические учебные заведения помогает апробированный в опыте ряда вузов набор в несколько туров и потоков.
Среднее специальное педагогическое образование в новых социально-экономических условиях сумело приспособиться, сохранить стабильность и жизнеспособность. Относительная краткость сроков обучения, более низкая по сравнению с высшим образованием себестоимость и в дальнейшем позволят ему выполнять социальный заказ с учетом реализации принципов преемственности и адекватности.
Вузовский этап. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка — ведущее учебное заведение системы высшего педагогического образования. В перспективе оно сохраняется в этом качестве, создаются институты по отдельным направлениям. Вопрос о подготовке учителей и воспитателей по одной или двум специальностям решается учебным заведением совместно с органами образования в зависимости от потребности региона и страны. При определении профилей особое внимание обращается на подготовку педагогов для работы в условиях двуязычия в национальной школе. Обучение в высших педагогических учебных заведениях осуществляется в пятилетний срок. Магистратура дает возможность дополнительной подготовки для научно-исследовательской работы по конкретной научной специальности.
Университеты ведут подготовку педагогических кадров на педагогических отделениях. Кроме того, на научно-производственных отделениях университетских факультетов создаются группы для студентов, желающих и способных дополнительно получить педагогическую специальность. Зачисление в такие группы проводится с учетом результатов психолого-педагогического отбора. Они изучают полный цикл психолого- педагогических дисциплин и проходят педагогическую практику. После завершения курса специализации таким выпускникам выдается документ на право вести педагогическую деятельность. Педагогические отделения университетов осуществляют весь комплекс довузовской подготовки и отбора молодежи на педагогические специальности, реализуют единую для всех вузов систему психолого-педагогической подготовки.
Единая система управления всеми ступенями образования в стране открывает благоприятные возможности для развития интеграционных процессов между университетами, педагогическими учебными заведениями, средней школой и профессионально-техническими училищами. Сближение целей, содержания и форм организации подготовки учителей и воспитателей в университетах и пединститутах приведет к укреплению их сотрудничества в учебно-научной деятельности, фундаментализации образования и улучшению психолого-педагогической и практической подготовки выпускников университетов. Формами такой интеграции могут быть учебно- научно-педагогические комплексы, межвузовские кафедры и лаборатории.
Последипломный уровень педагогического образования должен быть теснее связан со сложнейшими процессами, происходящими в жизни общества в условиях формирования рыночных отношений.
В этих целях требуется:

  • существенное расширение спектра предлагаемых образовательных программ, удовлетворяющих запросы заказчиков как на повышение своего теоретического уровня, так и на приобретение новых практических умений и навыков для смежной педагогической деятельности;
  • гибкость и вариативность организационных структур последипломного образования, их своевременная реакция на запросы и требования работников образования;
    сбалансированное развитие сети как государственных, так и негосударственных структур последипломного образования.
7. Признаки региональности в подготовке педагогических кадров проявляются, прежде всего, в их ориентации на местные условия жизни и труда, своеобразие культурно- бытовых традиций, спрос на образовательно-воспитательные услуги. Это предполагает существенное расширение возможностей педагогических учебных заведений в корректировке содержания, форм и методов работы со студентами, адекватной потреблению региональных ресурсов (земельные участки, транспорт, жилищно- коммунальные и бытовые услуги, людские резервы). Региональные педагогические комплексы постепенно становятся социально-культурными и научно-образовательными центрами, действующими в непосредственной близости со сферой потребления кадров. В них органически сочетаются национальные, общегосударственные, региональные, местные и индивидуальные интересы. Особое место здесь занимают вопросы, связанные с устранением ожидаемых отрицательных последствий демографических процессов. Региональные вузы расширяют практику выполнения индивидуальных и групповых заказов на подготовку и переподготовку кадров сферы образования, формируют целевые договора, контракты, имеющие разносрочный период действия.
Процесс регионализации педагогического образования сопровождается серьезными изменениями в принципах, структуре руководства этой сферой деятельности. Прежде всего, это проявляется в реальных включениях в работу с педагогическими учебными заведениями местных органов управления и самоуправления. Они должны взять на себя задачи координации педагогического образования, поиска путей и средств постепенного формирования регионального образовательного поля, создания и развития вокруг вузов, колледжей и других образовательных структур. Не менее важными здесь являются контакты с местными органами службы занятости и на основе этого взаимодействия создания исходной базы для развития вузов, их структурной перестройки.

8. По мере развития общества переориентация его на новые социально-нравственные ценности все зримее формируется иной, чем прежде, заказ системе высшего и среднего специального педагогического образования. Общей тенденцией становится приоритетное развитие педагогических направлений образования, связанных с обслуживанием «детства», а в дальнейшем и всех возрастных периодов жизни человека. Это объективно требует универсализации педагогического сектора, появления в его составе специальностей и специализаций, которые прежде отсутствовали в системе педагогического образования. Одновременно разрабатываются новые концептуальные подходы к подготовке специалистов для дошкольной и начальной ступеней образования и воспитания, что влечет за собой необходимость перепрофилирования соответствующих вузовских подразделений. Подобные процессы имеют место в системе подготовки педагогических кадров в области дефектологии, музыки, физического воспитания и некоторых других.
Изменения в содержании подготовки педагогических кадров должны увязываться с постепенно развивающейся реформой общеобразовательной школы, процессами диверсификации образовательных систем Республики Беларусь, их ориентацией на поддержку одаренности, самостоятельных, творческих начал в развитии личности.
Динамика структуры педагогического образования, масштабность и значимость социального заказа в системе педагогического образования приводят к значимым сдвигам в структуре педагогического образования. В этом смысле оно развивается как непрерывное, многоуровневое, ориентированное на экономию государственных ресурсов. Причем различные уровни обучения имеют завершенный цикл с соответствующей государственной аттестацией. Однако своеобразие педагогического образования выражается, прежде всего, в том, что продолжительность первого уровня высшего педагогического образования 5 лет, и он выступает как базовый; второй уровень с содержательной точки зрения является неотъемлемой составляющей первого уровня, однако предполагает расширение знаний студентов в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в объеме 300—350 часов (бакавлариат); третий уровень связан с дифференциацией контингентов студентов в области научно-педагогической подготовки на протяжении одного учебного года (магистратура).
Формирование многоуровневой структуры педагогического образования требует разработки целого ряда новых нормативно-правовых документов, согласованных с основными положениями Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598).

9. Как показывает опыт высшей педагогической школы Республики Беларусь, состояние научно-исследовательской работы в педагогических вузах требует к себе самого пристального внимания. В процессе реализации Программы происходят коренные изменения в содержании, формах, методах освоения студентами новейших научных знаний в их фундаментальном и прикладном значениях. Высшая педагогическая школа становится реальной средой формирования научных школ, комплексных научных коллективов, творческих исследовательских групп, на базе которых будет обеспечиваться развитие активности студентов и преподавателей в самостоятельном научном поиске, отборе необходимой информации, обогащение ею изучаемых дисциплин.
Получают развитие также современные формы интеграции науки и учебного процесса в ведущих педагогических учебных заведениях как научно-исследовательские институты, комплексные научные лаборатории (педагогики, психологии, дошкольного и начального образования, дефектологии). В этих целях в штаты педагогических учебных заведений вводятся должности научных сотрудников разного уровня, создаются соответствующие целевые органы и подразделения управления.

10. Постепенный переход к рыночным формам хозяйствования, разнообразные пути включения педагогического образования в структуру классического университетского образования способствуют формированию более гибкой, многоканальной системы финансирования педагогического образования. Это выражается в расширении источников финансирования за счет региональных и местных бюджетов под конкретный целевой заказ на подготовку педагогических кадров.
Одновременно возрастает роль республиканского бюджета в решении общегосударственных задач педагогического образования: структурная перестройка высшей педагогической школы; расходы на проведение фундаментальных научно- исследовательских работ; инвестиции в материально-техническую базу; финансовая поддержка студентов.
Формируется устойчивый сектор внебюджетного финансирования, осуществляемого различными субъектами хозяйствования, юридическими и физическими лицами в виде платы за образовательные услуги, доходов от проведения образовательных лотерей, а в некоторых случаях — предпринимательской деятельности. В рамках высшей педагогической школы могут функционировать платные общеобразовательные школы, колледжи, гимназии и лицеи по профилям, отсутствующие в государственном образовательном секторе.

11. В настоящее время в стране осуществляется работа по формированию доступной, открытой, гибкой системы профессионального образования, учитывающей требования рынка труда и запросы личности, обеспечивающей бесплатное получение профессии, а также общего среднего образования, позволяющего продолжать обучение в высшей школе.
Дальнейшее развитие профессионально-технического и среднего специального образования связано с созданием новых типов учебных заведений (профессиональный лицей, профессионально-технический колледж, колледж и высший колледж), расширением вариативности реализуемых образовательных программ, переходом на новое поколение учебно-программного обеспечения, реализацией идей личностно-ориентированного обучения. В настоящее время разработана и внедряется новая профессионально- квалификационная структура кадров, подготавливаемых в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Одним из направлений развития системы профессионально-технического и среднего специального образования являются разработка и внедрение образовательных стандартов.
Существующая система подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения не в полной мере отвечает вышеназванным тенденциям развития профессионально-технического и среднего специального образования и не обеспечивает растущие потребности учебных заведений в высококвалифицированных профессионально- педагогических кадрах. В содержании профессионально-педагогического образования всех уровней в недостаточной мере учитываются многочисленные и достаточно глубокие изменения в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, которые связаны с преобразованиями в профессионально-технических учебных заведениях, необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий. Требуется разработка образовательных программ, отражающих в содержании профессионально-педагогического образования специфику новой типологии профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. Учебные заведения профессиональной школы нуждаются сегодня в качественно новом специалисте, способном вести производственное обучение и специальные предметы, индивидуальную воспитательную работу в учебной группе. Для этого он должен иметь достаточно высокий уровень производственной квалификации по соответствующей профессии, высшее практико-ориентированное и психолого-педагогическое образование.
Решение этой проблемы возможно посредством подготовки специалиста с квалификацией «преподаватель специальных предметов», который может осуществлять производственное и теоретическое обучение в профессионально-технических учебных заведениях и производственное обучение в средних специальных учебных заведениях.
Подготовка данного специалиста осуществляется в многоступенчатых интегративных структурах профессионального образования. В этих учебных заведениях рационально осуществляется как подготовка, так и переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
В перспективе в Республике Беларусь должна быть создана взаимосвязанная сеть разноуровневых учебных заведений профессионально-педагогического образования, реализующих вариативные модели подготовки кадров для системы профессионального образования с учетом ее реальных потребностей.

12. Долговременные перспективы развития педагогического образования во многом определяются принципиально новыми задачами, стоящими перед человеческой цивилизацией и гражданским обществом в XXI веке: поиск новых источников энергии, адаптация к экологическим кризисам, воспитание и самовоспитание личности на всех этапах жизненного пути, раннее развитие профессионализма и профессиональной мобильности и др. Действенным средством решения проблем станет следующая модель: познание—знание— ценности—проект—преобразования.
Трансляция и воспроизведение духовного наследия педагогической сферы, а также всего социума как гражданского общества органично дополняются инновационной составляющей, которая обеспечивает разрешение ключевого противоречия современной системы образования: между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Главной ценностью педагогического образования становится формирование у будущих педагогов потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, осуществление личностной самореализации.
Новые содержание и технологии педагогического образования обеспечивают формирование у будущих педагогов способности (с учетом типа их личности) к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни.
Инновационное педагогическое образование характеризуется следующими параметрами: развитой психолого-педагогической диагностикой, субъектно- адаптированными образовательными технологиями, фактическим осуществлением личностно-ориентированного подхода, диверсификацией, социальной мобильностью и профессионализмом, синтезом кросскультурного пространства.
Системным качеством образовательных подсистем и практической педагогической деятельности становится преемственность, которая будет реализовываться как на макро-, так и на микроуровнях педагогического процесса.
Педагогизация, единство теоретической и практической подготовки, опережающее распространение прогрессивного педагогического опыта, активность, самостоятельность, профессионально-исследовательский подход, ориентация образования на создание педагогических произведений, довузовское и послевузовское творческое сотрудничество являются механизмами основных педагогических отношений в образовании — субъект- субъектного и субъект-субьект-объектного.
Государством и обществом осуществляется должная координация информационного, кадрового, правового, организационного, материально-технического и финансового обеспечения, что позволяет оптимизировать деятельность всей образовательной системы и ее развитой инфраструктуры, а также задействовать механизмы самоорганизации, что и приводит к высокой продуктивности педагогического образования.

13. Реализация мероприятий программы финансируется за счет средств, предусматриваемых на содержание высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров (без привлечения дополнительных средств бюджета), а также за счет средств, получаемых образовательными учреждениями от деятельности по оказанию платных услуг населению, в соответствии с мероприятиями Программы по реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь (приложение).


Приложение
к Программе реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь
 
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственные за исполнение
Сроки выполнения
1. Разработать модели личностно-ориентированного обучения, построенного на учебно-исследовательском принципе БГПУ им. М. Танка*, региональные университеты 2001 г.
2. Пересмотреть содержание, структуру и последовательность изучения психолого- педагогических дисциплин по годам обучения с учетом создания системы непрерывного педагогического образования Минобразование**, БГПУ им. М. Танка, Борисовский педагогический колледж 2001 г.
3. Разработать программы внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих организацию групповых, индивидуальных и внеаудиторных форм обучения, учебно-исследовательской самостоятельной работы студентов БГПУ им. М. Танка, региональные университеты До 1 мая 2004 г.
4. Разработать методическое обеспечение бессессионной формы обучения. Ведение комплексной дипломной работы, включающей специальный, педагогический и методический блоки, и итогового практического экзамена, проводимого в условиях реальной педагогической деятельности Минобразование, БГПУ им. М. Танка, РИВШ БГУ*** До 1 мая 2003 г.
5. Создать пакет документов непрерывного педагогического образования нового поколения, включающего образовательные стандарты, учебно-планирующую документацию, учебно-методические комплексы, разработанные на основе современных информационных технологий, широкого выбора интегрированных курсов Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты, НМЦентр учебной книги и средств обучения* 2004 г.
6. Разработать программы развития дистанционного обучения в системе педагогического образования (включая допрофессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров) Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты РИВШ БГУ, АПО** 2001 г.
7.
Разработать положение о конкурсе по созданию учебных планов, программ, учебников, учебных пособий для системы педагогического образования
Минобразование, НМЦентр учебной книги и средств обучения, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты 2001 г.
8. Разработать положение о педагогических практиках в системе непрерывного педагогического образования, а также учебно-научно-педагогических комплексах Минобразование, БГПУ им. М. Танка, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова 2001 г.
9.
Разработать «Концепцию профессионально-педагогического образования в Республике Беларусь», разработать модель подготовки, образовательные стандарты по специальности П03.01.00 «Профессиональное обучение» и совершенствовать научно- методическое обеспечение
Минобразование, РИПО*** 2001— 2005 гг.
10. Разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию фундаментальных и прикладных педагогических исследований в области педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии Минобразование, БГПУ им. М. Танка, Белорусский государственный университет, АПО 2001 г.
11. Подготовить План реорганизации сети кафедр, научно-методических и инновационных центров, научно-исследовательских подразделений, лабораторий, институтов в системе педагогического образования Минобразование, Минэкономики*, БГПУ им. М. Танка, РИВШ, АПО 2001 г.
12.
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты
Подготовить предложения в Совет Министров Республики Беларусь о повышении статуса Белорусской академии образования как общественно-государственного учреждения До 1 января 2001 г.
13.
Разработать положение о научных школах в высших педагогических учебных заведениях по приоритетным направлениям науки о человеке
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина 2003 г.
14. Внести в Совет Министров предложения о государственной поддержке Педагогического общества Республики Беларусь Президиум Педагогического общества, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты До 1 февраля 2001 г.
15. Разработать мероприятия по расширению участия педагогических учебных заведений в общеевропейских образовательных программах «Темпус» и др. Минобразование, РИВШ, БГПУ им. М. Танка До 1 февраля 2001 г.
16. Инициировать участие педагогических учебных заведений Беларуси в программе компьютерной поддержки учебных дисциплин, начатой Ольштинской высшей педагогической школой в рамках международного проекта «Компьютеризация образования-98» Минобразование, БГПУ им. М. Танка 2001 г.
17. Разработать целевые научные проекты и программы: «Библиотека педагогического учебного заведения»; «Информатизация педагогического образования на рубеже ХХ—ХХI веков»; «Сохранение и развитие интеллекта высшей педагогической школы на основе формирования общественно-государственной системы научно-исследовательской работы преподавателей и студентов»; «Нормативная основа Межгосударственной системы педагогического образования в контексте реформы высшей педагогической школы стран ближнего и дальнего зарубежья»; «Инновационная деятельность в образовании»; «Оценка качества подготовки педагогических кадров» Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты, АПО 2000— 2010 гг.
18. Разработать программу научных исследований по проблемам профессионально- педагогического образования Минобразование, РИПО 2001 г.
19. Принять участие в разработке государственного классификатора специальностей БГПУ им. М. Танка, региональные университеты До 1 ноября 2001 г
20. Разработать программу государственной поддержки новых направлений подготовки педагогических кадров в области культурологии, психологии, художественного и технического творчества, третьего возраста, педагогики, физической культуры, организации здорового образа жизни Минобразование, БГПУ им. М. Танка, Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, РИВШ 2001 г.
21. Подготовить научно обоснованный прогноз потребности в педагогических кадрах разного образовательного уровня в разрезе специальностей на ближайшую и дальнюю перспективу с учетом изменения демографической ситуации в республике Минобразование, Минэкономики, Минтруд* 2001 г.
22. Разработать программу подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру, аспирантуру и докторантуру на период до 2010 года
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, АПО 2001 г.
23. Осуществить переход на систему переподготовки и переквалификации педагогических работников на базе учебно-научных методических подразделений университетов, рассматривая эту систему как одно из важных звеньев непрерывного педагогического образования Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты, АПО В течение 2000/ 2001 учебного года
24. Разработать программу совершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров по психологии и педагогике Минобразование, Минтруд, Минэкономики, БГПУ им. М. Танка 2003 г.
25. Разработать программу развития системы повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических работников профессионально- технических и средних специальных учебных заведений Минобразование, РИПО 2001 г.
26. Разработать образовательные стандарты магистерской подготовки в системе педагогического образований Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты 2001 г.
27. Разработать программу развития учебных заведений допрофессиональной педагогической подготовки на основе учета реальных потребностей регионов в педагогических кадрах до 2010 года Минобразование 2003 г.
28. Разработать план оптимизации сети образовательных учреждений, обеспечивающих завершенный цикл среднего педагогического образования, развития подготовки по интегрированным учебным планам средних специальных и высших учебных заведений Минобразование 2001 г.
29. Разработать программу развития последипломного педагогического образования, ориентированную на расширение спектра образовательных услуг Минобразование, АПО, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты 2001 г.
30. Подготовить предложения по проведению структурных изменений республиканских и местных органов управления педагогическим образованием, переориентации их деятельности на режим управления развитием инновационными процессами Минобразование, БГПУ им. М. Танка, АПО 2001 г.
31. Создать единую информационную систему и базу данных о педагогических кадрах Республики Беларусь Минобразование 2003 г.
32. Мониторинг и обобщение результатов функционирования и развития всех звеньев системы образования и подготовка предложений по ее совершенствованию Минобразование, БГПУ им. М. Танка, АПО 2002— 2010 гг.
33. Разработать программы по психолого-педагогическому просвещению населения Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты, АПО 2003 г.
34. Провести государственную инвентаризацию основных фондов педагогических учебных заведений и составить прогноз потребностей в них до 2010 года Минобразование До 1 июня 2006 г.
35. Разработать систему основных количественных и качественных показателей оснащения педагогических учебных заведений учебным, научным и лабораторным оборудованием Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты До 1 июня 2002 г.
36. Разработать целевые проекты развития материально-технической базы педагогических высших и средних специальных учебных заведений и их социально- культурной инфраструктуры
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты
2003 г.
37. Разработать программу формирования и развития сети специализированных библиотек на основе компьютеризации библиотечной деятельности
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, педагогические учебные заведения, региональные университеты
2001 г.
38. Разработать положение о попечительских советах педагогических учебных заведений
Минобразование, БГПУ им. М. Танка, региональные университеты
2001 г.
39. Разработать пакет методических документов по ориентации молодежи на педагогические профессии
Минобразование, РИПО, Минтруд 2001 г.
40. Разработать методики и организационные формы поиска, отбора и подготовки молодежи, склонной к педагогической профессии
РИВШ, БГПУ им. М. Танка, Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова
2003 г.
41. Разработать программу поддержки работников образования, оказавшихся в сложных условиях в связи с изменением демографической ситуации Минобразование 2002 г.
42. Разработать рекомендации по рационализации труда преподавателей и научных работников Минобразование, Минтруд 2003 г.
43. Разработать государственную программу социальной поддержки молодых специалистов, направленных на работу по государственному распределению, а также работающих в этой области в течение первых 3 лет Минобразование, Минтруд 2001 г.